Программа “Традиции и быт кубанских казаков”

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ «ОВАЦИЯ» Г. КРАСНОДАРА

УТВЕРЖДЕНО:

протокол педсовета

от «____» ____________200__г. № ____

Директор ДШИ «Овация»

________________________ О.А. Балуда

ПРОГРАММА  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

отделения интеллектуально – эмоционального развития

«ТРАДИЦИИ И БЫТ КУБАНСКИХ КАЗАКОВ»

 

Срок реализации: 4 года

Вид программы: модифицированная

Возраст обучающихся:  7 – 11 лет

Составитель:

Камерная М.А.

Краснодар,    2008

 

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

  • Первый год обучения
  • Второй год обучения
  • Третий год обучения
  • Четвертый год обучения

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Воспитание учащихся на традициях русской культуры – одно из главных направлений обновления содержания педагогического процесса в школе. Русская культура позволяет привить учащимся нравственный иммунитет против волны аморализма, захлестнувшего страну. Высокое целомудрие, пафос добра и правды, поиск красоты вечной и непроходящей позволяет омыть детские души от невиданного потока непристойности. «В наши дни открыто заговорили о том, что реально встал вопрос о самом существовании того, что мы называем русской цивилизацией» (А. Сахаров). Об этом педагог не имеет права забывать, так как в его руках будущее нации, Родины.

Без знаний основ народной русской жизни, жизни казачьего населения Кубани, родного фольклора, классического искусства нельзя воспитать патриота и гражданина России. Это делает данную программу актуальной в современных условиях.

Судьба казачества – это трудные, но славные страницы истории России и нашего края. Являясь пограничным оплотом российского государства на юге, кубанское казачество одновременно создавало самобытную культуру, которая будучи частью российской культуры, проявлялась в  образе жизни казаков, одежде, языке, фольклоре.

При составлении данной программы были  использованы и обобщены опыт работы детской общественной организации «Астраханские казачата» МОУ «Икрянинская СОШ» с. Икряное Астраханской области, исторические и архивные материалы, собранные и скомпонованные Председателем Совета стариков Кубанского казачьего войска  П.З. Фроловым.

Новизна программы заключается в том, что в ней демонстрируются многоаспектные возможности межпредметных связей, позволяющих формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности. Данная программа знакомит младших школьников с историей, традициями, культурой, бытом казаков Кубани; охватывает литературный, фольклорный, исторический материал; помогает формировать личность, способную к успешной социализации; создаёт обогащённую духовную среду; способствует самореализации индивидуальности ребенка.       Программа состоит из нескольких разделов, тесно связанных между собой.

Цель дисциплины «Традиции и быт кубанских казаков» – привитие интереса к прошлому и настоящему Кубанского казачества, изучение исторического прошлого Краснодарского края.

Задачи:

– воспитание подлинного патриотизма, гордости за  Россию, Кубань, свой народ;

– возрождение духовных и нравственных начал народной жизни, приумножение   богатств духовной культуры Кубани;

– изучение традиций, обычаев кубанских казаков;

– изучение и сохранение исторического и культурного наследия казачества Кубани;

– приобщение детей к историко-культурному наследию, к нравственным и духовным ценностям;

– приобщение учащихся к общественной жизни школы, поселка;

– формирование  таких черт характера как милосердие, справедливость, доброта, честность, трудолюбие.

Предполагаемые результаты.

К концу 4 года обучения учащиеся должны знать:

– основные положительные традиции, обычаи жизни кубанских казаков;

– основные исторические вехи кубанского казачества, Краснодарского края;

– казачьи символику и знаки;

– основные православные праздники: Рождество, Пасха, Страстная неделя, День Донской иконы Божьей Матери (иконы казачества);

– основные казачьи заповеди;

– несколько произведений казачьего фольклора.

К концу 4 года обучения учащиеся должны уметь:

– выполнять элементы строевой подготовки: движение в пешем строю, команды в строю и проч.;

– участвовать в концертах и выставках;

– применять полученные знания в жизни;

– вести себя эстетически и этически грамотно;

– понимать что такое ответственность, долг, честь, нравственные поступки.

Программа курса «Традиции и быт кубанских казаков» рассчитана на учащихся 7 – 11 лет.

Программа составлена в соответствии с возрастными особенностями ребенка (ведущая деятельность – учебная; появляются возрастные и психологические новообразования: наглядно – образное  мышление и предпосылки отвлеченного мышления,  произвольность психологических процессов, планирующая функция мышления (внутренний план действий);  рефлексия (способность обосновывать свои действия)).

Формы организации учебного процесса: беседы, уроки-путешествия, конкурсы, викторины, самостоятельное и под руководством преподавателя выполнение  упражнений и заданий, поисковая работа.

Формы внеклассной работы: проведение фольклорных и казачьих праздников, экскурсии, встречи с представителями казачества, старожилами поселка, с научными сотрудниками Краснодарского Государственного историко-археологического музея им. Е.Д.Фелицына.

Срок реализации программы – 4 года. Каждый год обучения предполагает 36 учебных часов (один раз в неделю). Продолжительность занятия – 40 минут. Форма обучения – групповая. Преобладает комплексный тип занятий (рассматриваются как теоретические, так и практические вопросы). Оптимальное количество учащихся в группе 8 – 12 человек.

Данная программа апробирована в МОУ СОШ № 61 в течение трех лет и в ДШИ «Овация» в течение одного года.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения

Второй год обучения

Третий год обучения

Четвертый год обучения

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Первый год обучения

Задачи 1 года обучения

1. Дать представление о понятиях: казачество, казак, казачье войско. Ознакомление с казачьей формой, атрибутикой.

2.  Познакомить с некоторыми фактами, событиями из истории Кубанского казачества, с историческими материалами.

3.   Начать работу по знакомству учащихся с особенностями жизни и быта  кубанских казаков.

4.  Познакомить с красотой, духовным богатством казачьего фольклора (на примере загадок, пословиц, поговорок, колыбельных песен).

5.  Разучить гимн Кубани, песни «Распрягайте, хлопцы, коней!», «Ой при лужке, при лужке», « Вечерняя».

6. Дать понятие о главных символах России: флаге, гимне, гербе; познакомить с главными казачьими символами и знаками: знаменем, гимном, нагайкой и шашкой; изучить исторические справки о данных казачьих символах и знаках.

7.  Познакомить со старинным ритуалом-обрядом « Принятие новобранца в  ряды Кубанского казачьего войска»; заочно познакомить с Большим Кругом казаков – собранием казаков.

8. Дать первостепенные сведения о православных праздниках России, познакомить с православным праздником – Рождеством.

9.  Вызвать интерес  к воинской службе, казачеству; укреплять физическое здоровье учащихся; приучать к дисциплине; развивать внимание, речь,  познавательные интересы, творческие способности.

Раздел 1. Введение

(1 час)

Ознакомление с понятиями: казачество, казак, казачье войско. Казачья форма, атрибутика.

Раздел 2. История кубанского казачества

(8 часов)

Исторические  материалы: « Кто такие казаки?», «Зарождение и становление казачества», «Кубанское казачье войско», « Наказы казачества».

Беседа «Истоки казачьего духа», экскурсия «Исторические места г. Краснодара», урок-встреча «История Кубанского казачества».

Раздел 3. Кубанская старина

(4 часа)

Традиции и обычаи казаков. Казачья хата. Подворье. Конь – верный друг казака.

Выполнение рисунков на тему «Казачья хата», оформление выставки.

Раздел 4.  Фольклор Кубанского казачества

(10 часов)

Малые жанры казачьего фольклора (загадки, пословицы, поговорки, колыбельные песни).

Гимн Кубани, народные казачьи песни «Распрягайте, хлопцы, коней!»,  «Ой, при лужке, при лужке», « Вечерняя».

Беседа «Кубанский Казачий хор – гордость Кубани и России».                       Прослушивание  и просмотр аудио- и видеозаписей с кубанскими песнями.

Раздел 5.  Казачьи символы и знаки

(3 часа)

Главные символы России: флаг, гимн, герб. Главные казачьи символы и знаки: знамя, гимн, нагайка, шашка. История появления казачьих символов и знаков.

Рисование казачьих символов и знаков: нагайки и шашки. Изготовление игрушечной нагайки и шашки.

Оформление выставки рисунков и изготовленных игрушечных символов: нагайки и шашки.

Раздел 6.  Старинный ритуал-обряд «Принятие новобранца в  ряды Кубанского казачьего войска»

(2 часа)

Старинный ритуал-обряд «Принятие новобранца в  ряды Кубанского казачьего войска». Присяга. Заповеди казаков.

Заочное знакомство с Большим Кругом казаков – собранием казаков.

Раздел 7. Православные праздники

(4 часа)

Беседа «Что такое духовная жизнь человека». Первоначальное знакомство с православными праздниками. Праздник Рождества Христова.

Знакомство с русской православной иконой. Православная газета для детей «Свечечка».

Посещение храма  Св. Георгия Победоносца.

Раздел 8. Строевая подготовка

(4 часа)

Беседа о строевой подготовке взрослых казаков. Рассказ казаков о парадах, на которых они были участниками.

Строевой и дисциплинарный Устав казаков. Маршировка, выполнение команд: «Направо!», « Налево!»,  «Кругом!», выход из строя.

Годовые требования

В конце первого года обучения учащиеся должны

знать:

• понятия: казачество, казак, казачье войско;

•некоторые исторические факты о зарождении и становлении казачества;

• как выглядели казачья хата и подворье;

•гимн Кубани, народные казачьи песни «Распрягайте, хлопцы, коней!»,       «Ой, при лужке, при лужке»;

• главные символы России: флаг, гимн, герб;

• главные казачьи символы и знаки: знамя, гимн, нагайка, шашка;

• особенности православного праздника – Рождества;

уметь:

• исполнить гимн Кубани, народные казачьи песни «Распрягайте, хлопцы, коней!»,  «Ой, при лужке, при лужке»;

• выполнять рисунки на тему «Казачья хата», «Казачьи символы и знаки»;

• маршировать в ногу, выполнять команды: «Направо!», « Налево!»,  «Кругом!», выход из строя.

Второй год обучения

Задачи 2 года обучения

1. Воспитание патриота и гражданина России, высоконравственной личности на основе народных традиций.

2.  Формировать коммуникативные умения.

3. Приобщать учащихся к творческой деятельности, воспитывать чувство прекрасного, формировать  этические навыки.

4.  Развивать ассоциативное мышление, память, внимание, речь.

5. Повышать интерес учащихся к историческому прошлому Кубани. Продолжить знакомить учащихся с происхождением казачества, с образованием казачьих войск России, с историей казачества на Кубани.

6.  Продолжить работу по знакомству учащихся с особенностями жизни и быта  кубанских казаков.

7. Продолжить работу по знакомству учащихся с казачьими символами и знаками.

8.  Расширить сведения о казачьем фольклоре.

9. Познакомить учащихся со старинными казачьими играми, привить интерес к играм.

10. Приучать к дисциплине, формировать умения и навыки по строевой подготовке.

11. Продолжить знакомить учащихся с православными праздниками, развивать эмоционально-чувственную сферу личности ребёнка.

12. Познакомить учащихся с заповедями казаков, воспитывать уважение к традициям казачества.

13.  Воспитывать культуру досуга.

Раздел  1. Знакомство с историческим прошлым Кубани

(5 часов)

Беседа «По казачьему следу от далеких времен». Первая борозда. Дарованная земля. «Быть здесь городу!..» Екатеринодарская крепость.

Экскурсия в библиотеку, рассматривание и чтение книг об истории Кубани.

Раздел  2. Кубанская старина

(5 часов)

Казаки и родители. Отношение к старшим. Казаки и гости. Отношение к женщине. Казак в быту.

Встреча со старожилами поселка, сбор информации об устоях семьи в прошлом.

Раздел 3. Казачий фольклор

(6 часов)

Образы и персонажи казачьего фольклора. Казачья пантомимика. Трудовые и военные песни. Импровизация через обращение к национальным истокам.

Прослушивание  и просмотр аудио- и видеозаписей с кубанскими песнями и частушками. Разучивание песен и частушек кубанских казаков.

Раздел 4. Забытые казачьи игры

(3 часа)

Старинные казачьи игры: «Расскажи-ка нам, Ванюша», «Казачий погребок», «Двенадцать палочек», «Кубанка», «Брыль», «Достань подкову».

Разучивание старинных казачьих игр.

Раздел 5. Казачьи символы и знаки

(2 часа)

Казачьи символы и знаки: атаманский кафтан и шапка, погоны, лампасы. Знакомство с репродукциями  портретов знаменитых атаманов казачества XVIII  и XIX веков (З.А.Чепеги, А.А.Головатого, А.Ф.Бурсака и др.).

Изучение отличий погон и лампасов казачьей формы разных регионов России.

Раздел 6. Теория развития казачьего движения

(3 часа)

Запорожская Сечь и ее разгром. Переселение казаков Днепра на Кубань.

Чтение статей из книги «Возникновение и развитие казачьих войск в России» С. Н. Афанасьева.

Раздел 7. Строевая подготовка.

(4 часа)

Строевой и дисциплинарный Устав казаков. Сдача рапорта, приветствие старших по званию.

Элементы строевой подготовки: маршировка, повороты, выход из строя, сдача рапорта, приветствие старших по званию.

Раздел 8.  Православные праздники

(3 часа)

Праздник праздников и торжество из торжеств – Пасха.

Чтение статей из книги А.Г. Багаевой  «Культура православной России»: «Пасха», « Народный календарь».

Нанесение узоров на пасхальные яйца. Просмотр репродукций экспонатов из Эрмитажа.

Раздел 9. Заповеди казаков

(5 часов)

Понятия: «долг», «честь», «совесть», «достоинство», «любовь к Родине, своему народу».

Заповеди казачества.  Наказ казаков.  Новые заповеди казачества.

Конкурс знатоков казачьих заповедей.

Годовые требования

В конце второго года обучения учащиеся должны

знать:

• об истории переселения казаков на Кубань;

• особенности жизни и быта  кубанских казаков (отношение к родителям, к старшим, к гостям, к женщине; казак в быту);

• 2-3 кубанские песни, 3-4 частушки;

• 5 старинных казачьих игр;

• казачьи символы и знаки: атаманский кафтан и шапка, погоны, лампасы;

• элементы строевой подготовки: маршировка, повороты, выход из строя, сдача рапорта, приветствие старших по званию.

• особенности христианского праздника – Пасхи;

•  7-8 заповедей казачества;

уметь:

• играть в старинные казачьи игры;

• исполнить 2-3 кубанские песни, 3-4 частушки;

• выполнять элементы строевой подготовки: маршировка, повороты, выход из строя, сдача рапорта, приветствие старших по званию.

Третий год обучения

Задачи 3 года обучения

1. Прививать интерес к работе над генеалогическим древом Российского казачества.

2. Заинтересовать поиском материала о кубанских казаках-участниках Великой Отечественной войны, героях Советского Союза.

3. Содействовать  приобщению детей к историческому наследию, воспитывать учащихся патриотами России, повышать интерес к истории родного края.

4. Продолжить изучение материалов по теории возрождения и развития казачества России и Кубани, расширить знания по истории Кубанского казачества.

5. Развивать творческий потенциал учащихся. Продолжить поиск и изучение казачьего фольклора.

6. Формировать целостное представление об историческом своеобразии казачества России.

7. Продолжить изучение казачьих символов и знаков (шапка казака, серьга (у мужчин)).

8. Познакомить Учащихся с Положением о Большом войсковом Знамени  Кубанского казачьего войска.

9. Продолжить развитие эмоционально-чувственной сферы личности ребенка, расширить знания о православных праздниках. Познакомить учащихся с православным праздником «Крещение», с русской православной иконой «Троица».

10. Познакомить учащихся с новым разделом Строевого и Дисциплинарного Уставов. Формировать знания и умения по строевой подготовке, отданию воинской чести в строю, на месте и в движении.

11. Развивать речь, память, внимание учащихся.

Раздел 1. Поиск корней и ветвей « Древа казачьего рода»

(4 часа)

Беседа « Генеалогическое древо казачества России».

Составление генеалогического древа казачества России.

Систематизация материала о казаках-кубанцах-участниках Великой Отечественной войны, героях Советского Союза.

Раздел  2. Изучение истории родного края

(6 часов)

Развитие земледелия и землепользования, промышленности. Просветители  Кубани (К.В.Россинский, Е.Д.Фелицын, Ф.А.Щербина и др.)

Посещение историко-археологического музея им. Е.Д.Фелицына. Встреча с работниками сельской библиотеки. Беседа «Путь и трагедии казачества».

Раздел  3. Кубанская старина

(4 часа)

Рождение казака. Казак и казаки. Женщина-казачка. Душа казака. Казак и богатство. Недостатки казака.

Встреча со старожилами поселка и представителями казачества, сбор информации о жизни казаков в прошлом.

Раздел 4. Теория развития казачьего движения

(4 часа)

Исторические корни Кубанского казачества. Воспоминания и мнения о народе по имени «казаки».

Беседы: «Служба казаков Кубанского казачьего войска», «Морские походы казаков».

Раздел 5. Изучение казачьего фольклора

(4 часа)

Казачий фольклор. Считалки, пословицы (в изложении и толковании И.Д. Попко). Сказания и легенды (в изложении Ф.А.Щербины).

Разучивание казачьих песен. Чтение произведений фольклора кубанского казачества.

Конкурс знатоков казачьего фольклора.

Раздел 6. Казачьи символы и знаки

(2 часа)

Шапка казака, серьга (у мужчин).

Чтение статей из книг «Советская военная энциклопедия», «Устав. Положение о внутренней службе», энциклопедии  «Казачество» (Москва,2003 год, под редакцией А.И.Федотова, А.Г.Мартынова, В. И. Милованова).

Раздел 7. Заочное путешествие по историческим местам казачества России

(6 часов)

Заочное знакомство с Донским казачьим войском, Оренбургским, Уральским, Забайкальским, Теркским, Сибирским, Семиреченским, Амурским, Уссурийским, Енисейским и Якутским казачьими полками.

Составление карты заочного путешествия по историческим местам казачества России.

Раздел 8. Положение о Большом войсковом Знамени Кубанского Казачьего войска

(2 часа)

Положение о Большом войсковом Знамени Кубанского Казачьего войска. Знамя в строю, вынос и относ его.

Команды при выносе и вносе Большого войскового Знамени Кубанского казачьего войска.

Блок 9. Православные праздники

( 2 часа)

Русская православная икона «Троица».  Православный праздник  «Крещение». Таинство крещения.

Посещение выставки «Православная иконография» в художественном музее им. Ф.А.Коваленко.

Раздел 10. Строевая подготовка

(2 часа)

Строевые приёмы и движения.

Строевая стойка. Повороты на месте.  Отдание чести в строю, на месте и в движении.

Годовые требования

В конце третьего года обучения учащиеся должны

знать:

• имена и фамилии 5-6 казаков-кубанцев-участников Великой Отечественной войны, героев Советского Союза;

• фамилии просветителей  Кубани (К.В.Россинского, Е.Д.Фелицина, Ф.А.Щербины и др.);

• особенности традиций, обычаев, нравов казаков (рождение казака, казак и казаки, женщина-казачка, душа казака, казак и богатство, недостатки казака);

• исторические корни Кубанского казачества;

• некоторые произведения казачьего фольклора (считалки, пословицы, легенды, сказания);

• казачьи символы и знаки (шапка казака, серьга (у мужчин));

•некоторые команды при выносе и вносе Большого войскового Знамени Кубанского казачьего войска;

•  особенности христианского праздника – Крещения;

уметь:

• исполнить1-2 казачьи песни;

• выполнять строевую стойку, повороты на месте.

Четвертый год обучения

Задачи 4 года обучения

1. Продолжить знакомство с историей Кубанского казачества, заинтересовать учащихся историческими фактами из жизни именитых казаков. Содействовать приобщению учащихся к историческому наследию.

2.  Познакомить с «Генеалогическим древом казачества Кубани».

3.  Продолжить знакомить учащихся с жизнью, бытом казаков в прошлом.

4.  Систематизировать материал по казачеству, оформить стенд (уголок).

5. Формировать знания и умения по строевой подготовке, движению в строю, держанию головного убора во время церемоний. Вызывать интерес к воинской службе.

6. Продолжить знакомить учащихся с православными праздниками (Страстная неделя, День Донской иконы Божьей Матери (иконы казаков), Троица), историей появления этих праздников.

7. Продолжить изучение казачьих символов и знаков (эмблема, бунчук, насека, печать, медаль).

8. Развивать речь, память, внимание, эмоционально-чувственную сферу учащихся.

Раздел 1. История Кубанского казачества

(8 часов)

По зову России, во славу Кубани (участие казаков в Крымской войне).

Освобождение от турецкого ига братьев-славян: сербов и болгар. Участие казаков в Кавказкой войне. Казаки в 1-ой мировой войне. Гражданская война. Расказачивание и раскулачивание. Возрождение казачества на Кубани и в России.

Экскурсия в библиотеку, посещение книжной выставки «История Кубанского казачества».

Игра-конкурс «Знатоки и истории Кубанского казачества».

Раздел 2. Корни и ветви «Древа казачьего рода»

(2 часа)

Беседа «Генеалогическое древо казачества Кубани».

Составление «Генеалогического древа казачества Кубани».

Раздел 3. Кубанская старина

(6 часов)

Воспитание мальчика. Воспитание девочки. Обучение казачат. Проводы казака на действительную (срочную) службу. Встреча казака по окончанию службы. Казак и богатство. Слово казака. О погребении умершего.

Посещение экспозиции «Кубанская старина» в историко-археологическом музее им. Е.Д.Фелицына.

Раздел 4. Сбор материала о нравственных устоях в казачьих семьях

(6 часов)

«Наказы казачества». Мудрые семейные заповеди казачества. Этика казачьей жизни. Отношение к детям, старикам, родителям, женщине.

Посещение семей казаков-старожилов поселка, беседа с ними о нравственных устоях в казачьих семьях.

Раздел5. Оформление казачьего уголка

(2 часа)

Систематизация материала по истории, традициям, жизни и быта казаков.

Оформление стенда (уголка).

Раздел 6. Строевая подготовка

(6 часов)

Новые разделы Строевого и Дисциплинарного Уставов.

Строевая стойка. Повороты на месте. Движение в строю. Держание головного убора во время церемоний.

Раздел  7. Православные праздники

(4 часа)

Страстная неделя. День Донской иконы Божьей Матери (иконы казаков). Троица. История появления этих праздников.

Чтение книги А.Г. Багаевой «Культура православной России».

Посещение храма  Св. Георгия Победоносца.

Блок 8. Казачьи символы и знаки

(2 часа)

Казачьи символы и знаки (эмблема, бунчук*, насека*, печать*, медаль).

Чтение энциклопедии  «Казачество» (Москва, 2003 год, под редакцией А.Н.Федотова, А.Т.Мартынова, В. И. Милованова).

*бунчук – знак Ставки, символ атамана в походе. Принадлежал войсковому соединению, в походе и в бою следовал за командующим. В мирное время хранился в церкви, выносился только по праздникам. В армии часть функций бунчука унаследовали полковые и именные штандарты.

*насека – посох с металлическим навершением, на котором первоначально «насекались» имена атаманов, владевших насекой. Символгражданской власти атаманов всех степеней.

*печать – на рукояди или на перстне, вручалась атаману при выборах. Символ хозяйственной и дипломатической функции атаманов. Ею скреплялись все документы. Принадлежала общине и передавалась от атамана к атаману.

Годовые требования

В конце четвертого года обучения учащиеся должны

знать:

• о героизме и мужестве казаков, участвовавших в военных сражениях (в Крымской войне, на Балканах, в Кавказкой войне и др.);

• о генеалогическом древе казачества Кубани;

• особенности традиций, обычаев, нравов казаков (воспитание мальчика, воспитание девочки, обучение казачат, проводы казака на действительную (срочную) службу, встреча казака по окончанию службы, казак и богатство, слово казака, о погребении умершего);

• об этике казачьей жизни;

• православные праздники (страстная неделя, День Донской иконы Божьей Матери (иконы казаков), Троица). Историю появления этих праздников;

• казачьи символы и знаки (эмблему, бунчук, насеку, печать, медаль).

уметь:

• систематизировать материал по истории, традициям, жизни и быту    казаков;

• оформить стенд (уголок) по истории, традициям, жизни и быту казаков;

• выполнять строевую стойку, повороты на месте, движение в строю.

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ

Работа по данной программе предполагает безотметочную систему учета успеваемости. Отслеживание качества и результативности образовательно-воспитательного процесса осуществляется в два этапа: входной и итоговой диагностики. Для фиксации достижений предполагается использование диагностической карты.

Диагностические средства: собеседование, опрос, тест, диалог.

Мониторинг достижений учащихся должен включать в себя комплекс процедур, способствующих выявлению уровня готовности к тому или иному виду образовательной деятельности, а также систему замеров, достигнутого уровня, производимых с целью корректировки разницы между реальным и запланированным уровнем.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Условия реализации программы

1. Наличие учебно-тематического и календарно-тематического планов.

2.Учебный кабинет, оборудованный в казачьем стиле, соответствующий всем санитарно-гигиеническим требованиям, спортивный зал.

3. Аудио – и видеотехника.

4. Фонотека и видеотека.

5. Атрибуты казачьей жизни.

6. Наглядные и демонстрационные пособия, дидактические материалы по разделам дисциплины.

7. Библиотека справочных изданий по истории, фольклору, традициям,  обычаям казачества.

Особенность предмета «Традиции и быт кубанских казаков» в том, что учебная работа каждого года обучения строится по следующим основным направлениям: «Знакомство с историческим прошлым Кубани»,  «Кубанская старина», «Казачий фольклор», «Казачьи символы и знаки», «Теория развития казачьего движения», «Строевая подготовка», «Православные праздники». Материал каждого последующего года обучения систематизирует, обобщает и расширяет знания учащихся.

Раздел «Знакомство с историческим прошлым Кубани» посвящен изучению основных исторических вех кубанского казачества, Краснодарского края.

Раздел «Кубанская старина» знакомит учащихся с особенностями быта, семейного уклада, нравами, обычаями, традициями казаков.

Раздел «Казачий фольклор» дает представление о богатстве и разнообразии устного народного творчества казаков, знакомит со старинными казачьими играми.

Раздел «Казачьи символы и знаки» знакомит учащихся с  историей и особенностями казачьей символики, формы.

Раздел «Теория развития казачьего движения» дает представление о тесной и неразрывной связи истории Кубанского казачества с историей казаков других регионов России, с историей страны в целом.

Раздел «Строевая подготовка» знакомит учащихся с  некоторыми элементами строевой подготовки (поворотами, маршировкой, сдачей рапорта, приветствием старших по званию и др.)

Раздел «Православные праздники» знакомит учащихся с тем, насколько искренней и осознанной была вера казаков в Бога, как она наделяла смыслом и украшала их повседневную жизнь.

Изучение дисциплины «Традиции и быт кубанских казаков» имеет огромное воспитательное значение, так как способствует приобщению учащихся к историко-культурному наследию, к нравственным и духовным ценностям своих предков.

Техника безопасности

Контроль педагога техники безопасности заключается в следующем:

– ежемесячное проведение бесед о правилах поведения в учебном кабинете и спортивном зале;

-проведение бесед по технике безопасности при работе с ножницами, карандашами.

Весь инструктаж по технике безопасности регистрируется в журнале.

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бардадым В.П. Ратная доблесть кубанцев.- Краснодар, 1993.

2. Бардадым В.П. Этюды о Екатеринодаре.- Краснодар, 1992.

3. Маслов А.В. Кубанская старина.- Краснодар, 2005.

4. Ратушняк В.Н. Очерки истории Кубани.- Краснодар, 1996.

5. Ратушняк В.Н. Родная Кубань.- Краснодар, 2003.

6. Фролов П.З. Обычаи, традиции, нравы казаков.- Краснодар, 2005.

7. Фролов П.З. Православие и казачество.- Краснодар, 2005.

8. Фролов П.З. По казачьему следу. – Краснодар, 2005.

9. Чебыкин А.Ф. Наследники казачьей славы.- Краснодар, 2004.

Интересно почитать:

Пасха. Светлое Христово Воскресение
День здоровья
Крещение Господне – подробнее о празднике


12 Апрель 2011.   Комментарии: 4.    Размещено в Программа

К записи 4 комментария

Приветствую, Марина Алексеевна!
Случайно узнала от Васиной И.Г. о достойной победе!!! Искренне РАДА, поздравляю! С интересом просмотрела Ваши наработки! Впечатляет!
Очень сожалею, что так поздно узнала о Вашей творческой теме… Моя студентка 5 курса пишет дипломную работу о православии, у нее даже есть публикации, но с реальной практикой имела контакт только в период педпрактики…, а могла бы поучиться и у Вас…
Обязательно пришлю её на Ваш блог! Очень толковая студентка! Идёт на диплом с отличием (причём без единой четвёрки за весь период обучения), надеюсь пойдёт работать в школу!
Была рада возможности напомнить о ПМНО. Впредь, если возникнет необходимость, можем взаимосотрудничать! УДАЧИ! Всех БЛАГ! С уважением, Мардиросова Г.Б.

Марина Алексеевна

Галина Борисовна, как я рада, что Вы нашли время зайти на мой сайт! Я недавно стала преподавать основы православной культуры и поэтому часто приходится учиться вместе со своими учениками. Ведь я, как и многие другие, воспитывалась совсем на других идеалах.
С огромной радостью вспоминаю студенческие годы и замечательных преподавателей! БЛАГОДАРЮ Вас за все, что Вы для нас сделали!

Спасибо, хорошая статья. Подписался.

Надеюсь, что и последующие статьи блога вас не разочаруют.

Оставить комментарий или два



Подписка на блог

RSS YouTube

Получайте новости на e-mail

Архивы

Опрос

Согласны ли Вы, что изучение основ православной культуры (ОПК) в школе может способствовать духовно-нравственному развитию ребенка?

Результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Партнеры

Праздники

Православные праздники

Красота Божьего мира

Облако тегов

Комментарии

  • Загрузка...

Фраза дня

Статистика


Проверка сайта