«У лукоморья дуб зеленый…»

Тема:      А.С. Пушкин  «У  лукоморья  дуб  зеленый…»                                

Урок литературного чтения в 3 классе

УМК «Начальная школа XXI века», под ред. проф. Н.Ф. Виноградовой

                              

Цели и задачи  урока:

  • расширить  знания  учащихся  о  творчестве А.С.Пушкина, познакомить  с  литературными  понятиями:  поэма,   пролог;
  • показать близость пушкинской поэзии к традициям устного народного творчества;
  • развивать  образное  мышление,  творческие  способности,  воображение,  способность   воспринимать  различные  виды  искусства;
  • воспитывать любовь  к  поэтическому  слову,  формировать  интерес  к  классическому искусству.

Оборудование  урока:

1.   О.А. Кипренский  «Портрет  А.С. Пушкина» (репродукция).

2.   Выставка книг  А.С. Пушкина.

3.   Отрывок из увертюры М.И. Глинки к опере «Руслан и Людмила».

4.   Словарь   С.И. Ожегова.

5.   Ноутбук,  мультимедийный проектор, диск с записью слайдов, экран. 

Ход  урока

 I. Организационный момент 

Приветствие, проверка готовности к уроку.

II. Актуализация знаний, формулировка темы урока

Слайд 1

 – Прочитайте на слайде высказывания известных писателей и поэтов. Как вы думаете, почему они так возвышенно говорят об Александре Сергеевиче Пушкине? /Ответы детей/

– А что вы знаете об Александре Сергеевиче Пушкине? Какие произведения великого русского поэта вам известны? Можете ли вы прочитать что-нибудь наизусть?

 Слайд 2

– Произведения А.С. Пушкина входят в жизнь русского человека с самого раннего детства. В любой семье есть книги великого поэта. Их читают и перечитывают  и дети и взрослые. Почему?

– Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

– На протяжении нескольких уроков мы будем читать и анализировать сказки и стихи А.С. Пушкина. Постарайтесь вслушаться в звучание его речи, ощутить настроение поэта, понаблюдать за тем, как он относится к своим героям, как передает чувства и переживания. Ну а сегодня познакомимся (хотя, вряд ли это можно назвать знакомством, ведь строки «У лукоморья дуб зеленый…» знают все с раннего детства) с прологом к первому крупному произведению А.С. Пушкина –  поэме   «Руслан  и Людми­ла».

Слайд 3

– Прозвучали  новые  слова,  являющееся  литературным  терминами – «поэма»  и  «пролог». Кто  из  вас  знает  значение  этих  слов? (ответы  учащихся)

– Для  того,  чтобы разобраться,  что обозначают эти слова, обратимся  к  толковому   словарю С.И. Ожегова.

Учащиеся  находят  определения  в  словаре:

      Поэма – большое  стихотворное  произведение  на  историческую,  героическую или  возвышенную  лирическую  тему.

      Пролог – вступительная  часть  литературного,  театрального  или музыкального   произведения.

III. Детские годы А.С. Пушкина

– Поэму «Руслан  и Людми­ла» А.С. Пушкин написал в 1820 году в возрасте 21 года. Как же в таком молодом возрасте  ему удалось создать такое крупное, значимое литературное произведение? Конечно, истоки таланта нужно искать в детстве поэта.

 Слайд 4

Лучшими друзьями Пушкина в детстве были: няня Арина Родионовна (крепостная крестьянка), заботливая бабушка Мария Алексеевна и крепостной дядька Никита. Им впоследствии поэт посвятил стихи.

Няня рассказывала маленькому Саше рус­ские сказки и пела песни. Нянины речи – певучие, медленные или бойкие, веселые – понимал он сначала не по смыслу, а по их музыке. А когда стал побольше, пришли сказки по вечерам, как награда за весь день. Няня была верным другом поэта долгие годы.

Бабушка знала мно­го рассказов  о старине, а с дядькой Никитой Саша часто гулял по шумным улицам Москвы.

Уже в детские годы он многое узнал о жизни талантливого русского народа.

В летнее время семья Пушкиных выезжала в деревню, в имение бабушки. Большую часть свободного времени Саша проводил в играх с кре­постными ребятишками.

В раннем возрасте мальчик  читал много книг. В Москве к Пушкиным часто приходили писа­тели и поэты, читали стихи. Мальчик внима­тельно прислушивался ко всему. Уже тогда Са­ша мечтал стать поэтом. С восьми лет он сам начал сочинять стихи.

IV. Чтение текста пролога к поэме «Руслан и Людмила», проверка первичного восприятия

Чтение  «Пролога» учителем.

– Какие чудеса и сказочные герои вас удивили? Чем?

– Каким вы представляете  кота ученого? Как он «говорит» свои сказки?

– Почему художник так необычно изобразил «дуб зеленый»? (работа с иллюстрацией в учебнике)

– Сумел  ли  художник-оформитель  передать  сказочный  мир  пушкинского  лукоморья?

– Как вы объясните слова поэта: «Там русский дух…там Русью пахнет!»

-Так что же такое лукоморье? Каким вы его представляете? Обсудите в парах. (Выслушиваются предположения детей.)

-Найдите это слово в толковом словаре.

/Лукоморье (поэт. устар.), морская лука — морской залив, бухта, изгиб морского берега. Встречались и речные лукоморья./

Это интересно!
Согласно славянской мифологии, Лукоморье — заповедное место, где стоит мировое древо – ось, по которому можно попасть в другие миры, так как его вершина упирается в небеса, а корни достигают преисподней. По этому дереву спускаются и поднимаются боги.

Пушкинское Лукоморье, как считали комментаторы его текстов могло располагаться на Чёрном море или на Азовском, или даже в Сибири.

В качестве региона Лукоморье упоминается в древнерусских летописях, как одно из мест обитания половцев. Предположительно Лукоморье располагалось возле излучин Азовского и Чёрного морей и низовья Дона и Днепра.

V. Самостоятельное чтение отрывка «У лукоморья дуб  

     зеленый…», беседа по содержанию

– Прочитайте самостоятельно пролог, наблюдайте над напевностью стихотворного текста, обилием шипящих и свистящих звуков. Определите для себя темп чтения, эмоциональную окраску. Подумайте, как вы передадите свое отношение к каждой картине. Выделите каждую из них при чтении паузой.

Самостоятельное чтение учащимися.

– Какие картины изображает поэт?

– Какие малознакомые слова вам встретились при чтении? Что они обозначают?

Давайте  обратимся  за  помощью  к  толковому   словарю  С.И. Ожегова.

            Неведомые  (дорожки) – неизвестные,  незнакомые.

            Невиданные   (звери) – неизвестные,  которых  никто  не  видел.

            Дол – долина,  равнина.

            Витязь – воин,  богатырь.

            Чредой (выходят) – идут  парами.

            Пленяет – берет  в  плен.

            Тужить – горевать,  кручиниться.

            Поведаю – расскажу.

–  С какой интонацией нужно читать отрывок?

/Читать нужно негромко, голосом передать интонацию загадочности, таинственности./

Упражнения в выразительном чтении отрывка на фоне музыки (Отрывок из увертюры М.И. Глинки к опере «Руслан и Людмила».)

– Догадайтесь, почему портрет няни А.С. Пушкина расположен перед портретом поэта?

Слайд 5

– А.С. Пушкин, развивая в авторской сказке традиции устного народного  творчества, создает самобытные литературные произведения. А сказительницей народных сказок была Арина Родионовна. Пушкин записывал эти  сказки со слов няни.

Слайд 6

– Сравните эти записи, сделанные Пушкиным со слов няни, и строки пролога.

– Чего больше: сходства или различия?

– Пушкин в поэме “Руслан и Людмила” смело ввел в стихи разговорную речь, экспериментировал, сочетая в своем творчестве фольклор и литературный стиль. В прологе поэт  утверждает, что и простонародное может быть прекрас­ным, в нем он  отразил самые главные  особен­ности народной волшебной сказки. Как будто мозаику складывал поэт, сочиняя эти строчки.

И каждый кусочек мозаики превратился в от­дельную сказку.

– Подберите глаголы, характеризующие действия каждого героя.

Слайд 7

– Какие из этих глаголов можно отнести к разговорному стилю?

– А какими вы себе представляете следы «невиданных зверей?» Попробуйте нарисовать эти следы. (работа в парах, представление проектов)

 

      VI. Самостоятельная работа в тетрадях на печатной основе

– Как летописцы этого чудесного местечка «Лукоморье» запишите или зарисуйте все чудеса, которые описал поэт.

VII. Домашнее задание

– Выучите наизусть отрывок из поэмы «Руслан и Людмила», постарайтесь в интонации  передать свое видение этого волшебного места. Подготовьте небольшое сообщение о некоторых фактах из биографии А.С. Пушкина, которые показались вам наиболее интересными.

VIII. Итог урока

– Что нового узнали на уроке? Что произвело на вас особое впечатление? О чем можете рассказать друзьям и родителям?

– Александра Сергеевича Пушкина называют гением.

Но гений – это не только творчество и талант, но и огромный труд.

Стремитесь к творчеству,  познавайте бесконечно прекрасный мир вокруг нас!

 

При подготовке урока использованы материалы журнала «Начальная школа» и ресурсы сети Internet в разделе «картинки».

Интересно почитать:

Исследовательский проект
Кубанская старина
Основы православной культуры в школе


28 Октябрь 2011.   Комментарии: 0.    Размещено в Литературное чтение

Оставить комментарий или два



Подписка на блог

RSS YouTube

Получайте новости на e-mail

Архивы

Опрос

Согласны ли Вы, что изучение основ православной культуры (ОПК) в школе может способствовать духовно-нравственному развитию ребенка?

Результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Партнеры

Праздники

Православные праздники

Красота Божьего мира

Облако тегов

Комментарии

  • Загрузка...

Фраза дня

Статистика


Проверка сайта