«Сказка о царе Салтане…»

Урок литературного чтения в 3 классе

 УМК «Начальная школа XXI века», под ред. проф. Н.Ф. Виноградовой  

                                

Цель  урока: подвести детей (путем сопоставления сказок) к выводу о том, сто А.С. Пушкин, развивая в авторской сказке традиции устного народного творчества, создает самобытные произведения, утверждающие общечеловеческие ценности.

Задачи

  • расширить  знания  учащихся  о  творчестве  А.С. Пушкина;
  • продолжить работу по формированию умения работать с текстом, определять  характерные  особенности  героев  произведения,  формулировать  главную  мысль  текста;
  • познакомить  с  литературным  понятием  «образ»;
  • воспитывать любовь  к  поэтическому  слову,  формировать  интерес  к  классическому  искусству;
  • развивать  образное  мышление,  творческие  способности,  воображение,  способность   воспринимать  различные  виды  искусства;
  • продолжить работу по формированию умения работать  в группе.

Оборудование  урока:

1.   О.А. Кипренский  «Портрет  А.С. Пушкина» (репродукция).

2.   Выставка книг  А.С. Пушкина.

3. Н.А. Римский-Корсаков «Полет шмеля» (запись музыкального            произведения).

4.   Словарь   С.И. Ожегова.

5.  Ноутбук,  мультимедийный проектор, диск с записью слайдов, экран.

 

Ход  урока

 I. Организационный момент

 Приветствие, проверка готовности к уроку.

II. Актуализация знаний

– На прошлом уроке вы познакомились с одной из сказок А.С. Пушкина. Каково  полное  название  этой  сказки?

(«Сказка  о  царе  Салтане,  славном  и  могучем  богатыре князе  Гвидоне  Салтановиче и  о  прекрасной  царевне  Лебеди».)

–  О чем говорит название сказки?

– Давайте  вспомним содержание  этой  сказки и  восстановим   последовательность  событий. (Краткий пересказ, коллективное составление плана)

Слайд 2

 Моделирование  обложки   к   «Сказке  о  царе  Салтане…»

– Чтобы    разобраться в  особенностях  этого  произведения, смоделируйте  обложку   к  этой  сказке на листиках картона. Поможет  вам  таблица  символов – заместителей жанров.  (Работа в парах.)

Проверка выполнения работы.

– О  чем  говорит  заголовок  произведения?

(Указывает  на  жанр –  сказку.)

 – Какой  символ  использовали для обозначения? Какого цвета? Объясните.

(Использовали круг синего цвета. Это значит, что произведение о волшебстве, о приключениях.)

– В  какой  форме  написано  это  произведение?

(В  стихотворной.)

– Какой  символ  обозначает  стихотворную  форму?

(Треугольник.)

– Что  нужно записать в верхней и нижней части обложки?

(Вверху – фамилию автора А.С. Пушкин, внизу – название  «Сказка  о  царе  Салтане…»)

Поэтапное появление символов на слайде

Слайд 3

– Кто  не  допустил  ни  одной  ошибки  при выполнении  задания?

– Давайте вспомним и назовем героев сказки.

– Какой из  героев  вам  симпатичен?  Какой  герой  не  вызывает  у  вас симпатии?  На  какие  условные  группы  можно  разделить  героев сказки?

(Положительные  герои  и  отрицательные  герои.)

–  В рабочих тетрадях на странице  27 в  задании  «Противопоставление»  разделите  указанных  героев на  две  группы,  соединив  стрелочками  имена  с  названием  группы.

(Учащиеся  выполняют  самостоятельно)

 – Каких  героев  вы  отнесли  в  группу  положительных?

(Князь  Гвидон,  царица,  царь  Салтан.)

– Каких  героев  вы  отнесли  в  группу  отрицательных  героев?

(Ткачиха,  повариха,  сватья  баба  Бабариха.)

Слушание музыкальной композиции Н.А. Римского-Корсакова «Полет шмеля»

– К какой сцене сказки подходит это музыкальное произведение?

– Кого из героев изображает музыка?

– А какой герой сказки не упомянут в задании  рабочей тетради? К какой группе вы его отнесете?

(Царевна  Лебедь, ее мы отнесем в  группу  положительных  героев.)

– Найдите подтверждение в тексте тому, что все чудеса сотворила царевна Лебедь.

– Сравните свои представления о царевне Лебеди с изображением на картине М.А. Врубеля (1900 г.).

Слайд 4

Читая  любое  произведение,  мы  не  только  знакомимся  с  героями,  но  и  невольно  начинаем  сопереживать  одним  из  них  и  испытывать  антипатию  к  другим. Такие  отношения  складываются,  благодаря  мастерству  автора  в  создании  образов  литературных  героев.  Кто  сможет  объяснить  это  литературоведческое  понятие –  «образ».  (Ответы  детей)

Чтобы  не  ошибиться  в  значении  этого  слова давайте,  обратимся   к  толковому   словарю  С.И. Ожегова.

Учащиеся  находят  в   словаре  значение  понятия:

Образ – в  художественном  произведении:  тип,  характер  героя.

III. Постановка проблемы, поиск путей ее решения (работа в группах)

– На предыдущих уроках мы с вами говорили о том, что еще ребенком Пушкин услышал много интересных сказок от няни. Конечно, вполне возможно, что поэт мог слышать и те русские народные    сказки, которые вы слышали или читали.   Постарайтесь доказать, что Пушкин, создавая «Сказку о царе Салтане…», опирался на фольклорные источники. Каждая группа сейчас выберет себе направление работы, подготовит план ответа. (Командиры групп выбирают карточку, на которой указано направление работы.)

Дети работают в трех группах. (Время на обсуждение 7-10 минут.)

Выступления групп, обсуждение. Необходимо нацелить детей на осмысленное, выразительное чтение отрывков из текста. Во время работы групп учитель может помочь составить ученикам четкий план их выступления.

Необходимо подвести детей к выводу о том, что сказку Пушкина и народные сказки объединяет вера в торжество добра и справедливости, прославление душевной красоты и любви, неприятие злобы и ненависти.

IV. Итог урока

– Каким  событием  заканчивается  сказка?

– На  какую  мысль  это  наводит?

– Какой  вывод  можно  сделать  по  этому  произведению?

/Добро  и  любовь  побеждают  зависть  и  зло./

– Какая пословица на  ваш  взгляд,  может  выразить основную  мысль  этой  сказки,  свой  ответ  обоснуйте:

        Слайд 5

– Мир  пушкинских  сказок  гармоничен  и  прекрасен тем,  что  злость,  ненависть, корысть  и  зависть – все  зло  в  мире – обречены  на  гибель,  потому  что  первоначальны в  жизни  добро  и  любовь.  Помните  об  этом  всегда.  Творите  всегда  добро!

Рефлексия: оцените степень своего участия в работе группы, в уроке.

Высокая

 

 

 

 

Низкая

Выставление отметок за работу на уроке.

V. Домашнее задание

Выучить наизусть понравившийся отрывок сказки, выполните задания в рабочей тетради на стр. 28.

 

При подготовке урока использованы материалы журнала «Начальная школа» и ресурсы сети Internet.

Интересно почитать:

Ищите хорошее слово
Пасха в кубанской семье
Рекомендую прочитать


29 Октябрь 2011.   Комментарии: 0.    Размещено в Литературное чтение

Оставить комментарий или два



Подписка на блог

RSS YouTube

Получайте новости на e-mail

Архивы

Опрос

Согласны ли Вы, что изучение основ православной культуры (ОПК) в школе может способствовать духовно-нравственному развитию ребенка?

Результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Партнеры

Праздники

Православные праздники

Красота Божьего мира

Облако тегов

Комментарии

  • Загрузка...

Фраза дня

Статистика


Проверка сайта