Обобщение по разделу: «Произведения А.С. Пушкина»

Урок литературного чтения в 3 классе

УМК «Начальная школа XXI века», под ред. проф. Н.Ф. Виноградовой                                

Цели и задачи  урока:

  •  обобщить  знания  учащихся  по  творчеству  А.С. Пушкина
  •  повторить  литературные   понятия и термины;
  •  развивать умение  определять  признаки  жанров  произведений,  расширять круг  чтения  детей;
  •  развивать  образное  мышление,  творческие  способности,  воображение;
  •  воспитывать любовь  к  поэтическому  слову.

Оборудование  урока:

1.   О.А. Кипренский  «Портрет  А.С. Пушкина» (репродукция).

2.   Выставка книг  А.С. Пушкина.

3.  Иллюстрации  и  рисунки   учащихся к  произведениям  А.С. Пушкина («Сказка о  царе  Салтане…», «Руслан  и  Людмила», «Вот  север…»,  «Няне»).

4.    Индивидуальные  карточки  с  заданиями  для  учащихся.

5.  Жетоны  для  команд  учащихся  (допускается  цветовая  гамма  жетонов  по   степени   значимости).

6.   Ноутбук,  мультимедийный проектор, диск с записью слайдов, экран.

Предварительная  подготовка:

  • парты  класса  расставлены  для  3  групп  учащихся;
  • учащиеся  класса  разделены  на  3  команды:  «Лукоморье»,  «Витязи», «Сказители»;
  • присутствует  жюри – приглашенные  учителя  параллели  3-х  классов, родители.

Урок  проводится  в  форме  соревнования (конкурса) команд  с  определением  команды-победительницы  по  количеству  полученных  жетонов.

Правила  игры:  команды  выполняют  задания  поочередно,  за  каждый  правильный  ответ  присуждается  1  жетон.  Если  команда  не  знает  точного  ответа,  это  задание выполняет  другая  команда  учащихся,  первой  подавшей  сигнал  к  ответу. 

Ход  урока

 I. Организационный момент 

Приветствие, проверка готовности к уроку.     

– Сегодня   мы  проведем  урок – конкурс,  посвященный  творчеству     А.С. Пушкина.  Вы  уже  знакомы  с  некоторыми  произведениями  великого  поэта,  из  них немало  знаете  наизусть.  Сегодня  жюри  определит, знатоков творчества А.С. Пушкина  и  выявит команду-победительницу  по  итогам  7 конкурсов.

(Представление  членов  жюри,  представление  команд.) 

Ознакомление с правилами конкурса.

II. Проведение конкурсов

1. Конкурс «Эрудит»  

– С  произведениями  каких  жанров  вы  познакомились,  изучая творчество  А.С. Пушкина? Дополните  схему  жанров  на  доске,  дайте  определение.

Представители  от каждой команды  называют  жанры, подбирая соответствующие карточки, соотнося их, заполняют  схему  на  доске:

Поэма –  большое  стихотворное  произведение  на  историческую,  героическую  тему.

Сказка – повествовательное, народно-поэтическое  произведение  с  участием  волшебных,  фантастических  сил.

Стихотворение – небольшое поэтическое  произведение  в  стихах.

Учащиеся  вывешивают  карточки  с  названиями жанров  на  схему: 

2. Конкурс  «Лучшего  чтеца»

– Ребята,  вы  уже  знаете наизусть  некоторые  стихотворения  А.С. Пушкина. Отрывки из его сказок и поэмы.  Сейчас   вы  в  своих  командах  определите  лучшего  чтеца,  после  чего  они  продекламируют наизусть  понравившееся  стихотворение или отрывок из сказки, поэмы нашему  жюри,  а  жюри  определит  самого артистичного  и  талантливого  чтеца.

Чтение  учащимися  поочередно стихотворений, отрывков из сказок, поэмы.

 3.  Конкурс  «Откуда строки?»

– Следующий  конкурс  проверит  ваши  внимание  и  память.  На столе  находятся  карточки  с  текстами  отрывков  из  изученных  произведений  и  иллюстрации  к  ним.  Вы  должны  прочитать  текст,  определить  название  произведения,   его  жанр  и  найти  соответствующую  иллюстрацию  к  этому  произведению.  После  чего дополните  схему  жанров  на  доске.

Учащиеся  поочередно  от  каждой  команды  выполняют  задание,  жюри определяет  количество  жетонов  для  каждой  команды.

4. Конкурс «Имена» 

– Вы  уже  знаете, что  в  любом  литературном  произведении есть литературные герои. Образы каких литературных героев вы анализировали, изучая творчество А.С. Пушкина?

– Откройте  рабочие  тетради  №1 по  литературному  чтению  на  стр. 31  и  в  разделе  «Проверь  себя» выполните  задания  № 2, № 4. Побеждает команда, записавшая наибольшее количество имен героев сказок А.С. Пушкина и быстрее решившая кроссворд.

5. Конкурс «Чьи слова?» 

– Назовите имя героя, которому принадлежат слова. Выберите карточку с названием произведения, определите жанр.

Слайд 2

– Учащиеся  дополняют  схему  жанров  на  доске  табличками  с  названиями произведений. 

 6.  Конкурс «Литературная  эрудиция»

– Изучая  произведения  А.С. Пушкина,  вы  знакомились  с особым  миром  героев,  подчас  живших  в  далекие  времена.  Вам  встречались  малоизвестные, древнерусские  слова,  имеющие  двойников  в  нашем  современном  мире.  Следующий  конкурс  выявит  знатоков  древнерусских  слов.  Вы  поочередно  будете  давать толкование  называемым  словам.  Победит  команда,  не  допустившая  ошибок  при  объяснении.

Слайды   3, 4

     

7.  Конкурс  «Художники – оформители»

– При изучении  произведений  А.С. Пушкина,  в  учебниках  вам  встречались иллюстрации художника А.И. Крысова,  который  постарался  передать своеобразие  мира  художественного  слова  поэта. Также мы работали с иллюстрациями  художника  С. Ковалева  к  сказкам  А.С. Пушкина.  Как  вы  видите,  каждый  художник-оформитель    передавал  свое  видение  и  понимание  художественного  произведения  посредством  рисунка.  Вам  предлагается  составить  свою  художественную  галерею  рисунков  к  понравившимся  произведениям,  а  жюри  оценит  ваши  домашние  заготовки. 

Учащиеся  вывешивают  свои  рисунки  к  произведениям  А.С. Пушкина.

III. Подведение итогов

Жюри  подсчитывает  количество  полученных  командами  жетонов  и  определяет   победителя.  Команды получают дипломы победителей и участников конкурса «Знатоки творчества А.С. Пушкина».

 

При подготовке урока использованы материалы журнала «Начальная школа» и ресурсы сети Internet.

 

Интересно почитать:

Вавилонская башня
Святитель Николай Чудотворец
Страницы истории. Освобождение Краснодара


01 Ноябрь 2011.   Комментарии: 1 .    Размещено в Литературное чтение

К записи есть 1 комментарий

Спасибо

Оставить комментарий или два



Подписка на блог

RSS YouTube

Получайте новости на e-mail

Архивы

Опрос

Согласны ли Вы, что изучение основ православной культуры (ОПК) в школе может способствовать духовно-нравственному развитию ребенка?

Результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Партнеры

Праздники

Православные праздники

Красота Божьего мира

Облако тегов

Комментарии

  • Загрузка...

Фраза дня

Статистика


Проверка сайта