Детское воровство

Детское воровство относится к так называемым «стыдным» проблемам. Родителям чаще всего неловко говорить на эту тему, им нелегко признаться психологу, что их ребенок совершил «ужасный» проступок – украл деньги или присвоил чужую вещь.

Представление о том, что такое «мое» и «чужое», появляется у ребенка после трех лет, когда у него начинает развиваться самосознание. Если ребенок знает, что воровство осуждается и влечет за собой наказания, то такой поступок связан с личностной дисгармонией. В том случае, если ребенок не ориентируется в этических нормах, не способен оценить собственные действия, то воровство основано на сравнительно безобидном стремлении иметь то, что принадлежит другому. Наиболее частым оказывается смешанный тип: ребенок не представляет последствий действий, хотя в целом может оценить воровство как нечто негативное и при этом имеет какие-либо личные дисгармонии.

Когда ребенок попадается на краже, родители обычно чувствуют себя совершенно растерянными. Специалисты считают, что единственно правильной реакции на воровство не существует: она зависит от причин, по которым ребенок ворует.

Выделяют следующие причины детского воровства. Часто дети воруют для того, чтобы привлечь внимание родителей, причем делают это именно в тех случаях, когда взрослые очень болезненно воспринимают воровство ребенка. Деньги или купленные на них сладости он может воспринимать как символическое замещение родительской любви или радости в его жизни. В этом случае детские кражи говорят о том, что ребенок не получает достаточно внимания.
Часто целью ребенка, крадущего деньги, становится подкуп ровесников, которые готовы общаться с ним, только если у него есть сладости или игрушки. В этом случае причиной воровства является одиночество ребенка в кругу сверстников, его неумение строить с ними дружеские и приятельские отношения.

Наиболее серьезный повод для беспокойства вызывает ребенок, который периодически крадет деньги или вещи, принадлежащие его родным или близким друзьям семьи. Чаще всего кражи такого рода совершают подростки и младшие школьники, хотя истоки подобного поведения могут находиться в раннем детстве.

Ребенок может воровать от безвыходности: если у него вымогают деньги путем угроз или он страдает наркозависимостью.
Также детское воровство может быть вызвано очень острым желанием обладания, которое охватывает ребенка порой из-за пустяка и бывает непонятно взрослым. Такие кражи отличают некоторые особенности: возраст ребенка может быть различным. Ребенок   прекрасно понимает, что совершает нехороший поступок, но сила искушения так велика, что он не может устоять. У  такого ребенка уже достаточно сформированы нравственные представления, поскольку он понимает, что брать чужое нельзя. Он осознает, что, идя на поводу у своих желаний, наносит вред другому человеку, но находит различные оправдания своему поступку.
Очень важно, чтобы ребенок понял и осознал, что родители осудили его поступок, а, значит, оставить себе чужую вещь нельзя. В таком случае у него не возникнет в дальнейшем желания присвоить чужую вещь.

Но случается  и так, что вещь, «найденная» ребенком, понравилась  родителям. Если такое произошло, то за первыми, еще детскими поступками от непонимания, обязательно последуют другие, уже сознательные.

Другая ошибка родителей – это невнимание к детскому поступку. Считая, что копеечная игрушка не стоит внимания, родители отмахиваются от ситуации. А не созданный своевременно надежный внутренний тормоз в сознании ребенка приведет к тому, что впоследствии этим же родителям придется решать куда как более серьезные проблемы.
Также важно отметить, что воровство – это такое явление нашей жизни, с которым ребенку рано или поздно придется столкнуться, как бы мы ни старались оградить его от подобных неприятностей. И каждый родитель должен быть готов к вопросу: «Почему этого делать нельзя? Почему другие так делают – и ничего?»

Став жертвой воришек впервые, ребенок может очень болезненно переживать это. Он будет считать себя виноватым в том, что случилось, ему будет очень неприятно, даже противно (многие обворованные люди говорили о чувстве брезгливости как основной реакции на то, что с ними произошло). Ребенок может даже перестать доверять людям, во всех незнакомцах ему будут мерещиться воры. Он может захотеть отплатить окружающим тем же, для него это станет своеобразной местью.

Объясните ребенку, что плохие люди встречаются везде. Ребенка необходимо учить не только уважению к чужой собственности, но и бдительности. Он должен знать, что не все люди считают чужое неприкосновенным.

(по Поздняковой Е.С.)

Список использованной литературы:

  1. Рогов Е. И. «Детский психолог» 10 выпуск, Ростов-н/Д.,1995 г.
  2. Кон И. С. Психология старшеклассника, М.,1980 г.
  3. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя, М.,1991 г.
  4. Змановская Е. В.  Девиантология: Психология отклоняющегося поведения, М., 2004.

Интересно почитать:

Сотворение мира
Море - чудо природы! Береги его!
Мамины глаза


11 Октябрь 2012.   Комментарии: 0.    Размещено в Родителям

Оставить комментарий или два



Подписка на блог

RSS YouTube

Получайте новости на e-mail

Архивы

Опрос

Согласны ли Вы, что изучение основ православной культуры (ОПК) в школе может способствовать духовно-нравственному развитию ребенка?

Результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Партнеры

Праздники

Православные праздники

Красота Божьего мира

Облако тегов

Комментарии

  • Загрузка...

Фраза дня

Статистика


Проверка сайта