Если ребенка дразнят в школе

Ребенка дразнят в школе. Причины этого явления различны: высокий или маленький рост, какой-то недостаток внешности, черта характера и так далее. «Дразнилки», обидные прозвища, постоянные насмешки травмируют ребенка, особенно если он раним и застенчив.
Бывают случаи, когда эта ситуация выходит из-под контроля и становится критической. Ребенок воспринимает школу не иначе как место, где он подвергается издевательствам. Это может сказаться на его самооценке, успеваемости и, в конечном счете, на его психическом состоянии. Что же предпринять в таком случае родителям? Как быть, если вашего ребенка дразнят одноклассники, если из-за насмешек он не хочет ходить в школу?
Психологи советуют родителям не вмешиваться открыто в конфликт детей. Активное вмешательство взрослых, стремление лично разобраться с обидчиками не заставит других детей по-иному относиться к вашему ребенку. Играть с ним на равных, принимать в свою компанию его не станут – он «ябеда», не смог справиться сам, а привел родителей. Таким образом, заступничество старших окончательно настроит сверстников против ребенка. Не эффективным будет и требование, чтобы учительница своей властью «прекратила эти издевательства» скорее всего, это приведет к полной изоляции ребенка в кругу сверстников. Кроме того, ребенок сделает еще один вывод: он не в состоянии справляться с трудностями сам, ему требуется помощь взрослых – это лишит его самоуважения и уверенности в собственных силах. И, как ни парадоксально, помешает ему уважать собственных родителей. Ведь ребенок обратился к ним за помощью, а их вмешательство только ухудшило его положение.
Не стоит позволять ребенку утверждаться в мысли, что любую проблему можно решить кулаками. Напротив, нелишне будет показать, что можно выйти с честью из создавшегося положения иными путями, и дать понять ребенку, что ему это вполне по силам. Убедите его в том, что неприятности не у того, кого дразнят, а у того, кто это делает. Ребенку следует дать понять, что полностью счастливый и довольный собой, своей внешностью, своим характером и уверенный в себе человек не станет обращать внимания на недостатки других, даже если эти недостатки реальные.
Существует вполне действенный способ справиться с обидчиками: не показывать, как эти «дразнилки» тебя обижают, не давать понять, что ты принимаешь их близко к сердцу.
Приблизительная схема ведения разговора с ребёнком:
«Ты жалуешься, что Марина тебя все время дразнит, а другие девочки подхватывают ее слова? Я понимаю, что это ужасно неприятно. До такой степени, что хочется заплакать. Но ведь слезами проблему не решишь.
Скажи, ты плакала в школе? До слез дело не доходило, но ты расстраивалась, и девочки это видели? И что, после этого они сразу переставали тебя дразнить, начинали относиться к тебе лучше? Нет, все было совсем наоборот. Давай подумаем, как же нам быть? Я, конечно, могу поговорить с ними. Но мне кажется, что как только я уйду, и ты останешься одна, все начнется снова.
Как ты считаешь? Может быть, поступим по-другому: ты, как это ни трудно, сделаешь вид, что тебя не задевают обидные слова. Да, это нелегко. Но подумай, чего добивается Марина с подружками? Сделать так, чтобы ты расстроилась. И до сих пор так и случалось. А ты попробуй поступить иначе – улыбнись. Подумай, девочки напрасно тратят столько сил и времени, чтобы ты загрустила. Ведь это действительно смешно и глупо.
А как ты полагаешь, почему Марине так хочется обратить внимание других ребят на твои недостатки? Наверное, она не очень уверена в себе, иначе бы она так не поступала. Если ты отреагируешь не обидой, а улыбнешься, то тем самым покажешь, что все ее слова – просто глупости, а она ведет себя не слишком умно. И другие это вскоре поймут. А еще они поймут: если тебя не огорчают эти слова, значит, все «дразнилки» не про тебя, и смеяться над тобой станет совсем неинтересно».

Убедить ребенка в том, что подобное поведение действительно реальный выход из положения, бывает нелегко. И здесь, как всегда, поможет наглядный пример. Расскажите ребенку, как в подобной ситуации в свое время оказались вы или кто-то из ваших знакомых или родственников. Большое впечатление произведет также имя известного актера, спортсмена или просто знакомого человека, которому удалось справиться с аналогичной ситуацией благодаря такому простому, но действенному способу.
Необходимо попытаться убедить ребенка в том, что действовать ему надо самому. «Ведь мама с папой не всегда будут рядом с тобой. Значит, нужно учиться защищать себя самостоятельно».
Иногда единственным выходом из сложившейся психотравмирующей для ребенка ситуации, остается перевод его в другой детский коллектив. Вопрос перевода ребенка, которого дразнят, не имеет однозначного ответа. Все зависит от конкретной ситуации. Обязательно постарайтесь разобрать возникший конфликт на месте, независимо от того, переводите вы ребенка в другую школу или оставляете в прежней, дайте ребенку обрести «правильный опыт». Иначе, уже в новом коллективе подобная конфликтная ситуация может повториться, ведь ребенок просто сбежал «с поля боя», не проанализировав причин сложившейся проблемы, собственного поведения в ней, а значит проиграл, даже не попытавшись победить. Такой ребенок перенесет груз всех проблем в новый коллектив, и если ситуация в новой школе повторится, ребенок, вместо того чтобы отстаивать свою позицию, снова предпочтет просто сбежать от новых проблем, закрепив статус «проигравшего».
Перед тем как ребенок пойдет в новый коллектив, нужно вместе с ним, проанализировать причины возникшего конфликта и обсудить, как нужно поступить, чтобы не допустить повторения неприятностей на новом месте. Если родителям самостоятельно организовать такую беседу затруднительно – обратитесь за помощью к психологу.
Нередко случается, что сложившаяся репутация «плаксы», «тихони», «задаваки» не позволяет ребенку наладить отношения с одноклассниками, даже если он по совету родителей меняет свое поведение. Изменить поведение без подготовки крайне тяжело даже взрослому, старые привычки нередко берут верх, и это в порядке вещей. Объясните ребенку, что это вполне естественно, ведь он не робот. Пусть ребенок остается самим собой, но постарается быть более самокритичным, следит за своим поведением и не повторяет прежних ошибок.

Педагог-психолог МОУ ЦДК «Детство»

Сорокина О. В

Уважаемые родители!  Надеюсь, советы педагога-психолога были для Вас интересны.

Интересно почитать:

Воробей
Учись доброму, худое на ум не пойдет
Экскурсия «Как из зерна получилась булка»


12 Ноябрь 2011.   Комментарии: 2.    Размещено в Родителям

К записи 2 комментария

Спасибо за статью, полезная информация для меня.

Марина Алексеевна

Пожалуйста, Гульнара. На сайте стараюсь размещать статьи, содержащие полезную и интересную информацию.

Оставить комментарий или два



Подписка на блог

RSS YouTube

Получайте новости на e-mail

Архивы

Опрос

Согласны ли Вы, что изучение основ православной культуры (ОПК) в школе может способствовать духовно-нравственному развитию ребенка?

Результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Партнеры

Праздники

Православные праздники

Красота Божьего мира

Облако тегов

Комментарии

  • Загрузка...

Фраза дня

Статистика


Проверка сайта