Правописание НЕ с глаголами

Урок русского языка в 4  классе

УМК «Начальная школа XXI века», под ред. проф. Н.Ф. Виноградовой

Цель урока:  познакомить учащихся с правописанием частицы не с глаголами и с глаголами, которые без не не употребляются.

Задачи:

  1. Сформировать  у учащихся умение писать  не с глаголами.
  2. Продолжить формирование  умения  употреблять глаголы в речи с целью ее обогащения.
  3. Совершенствовать грамматико-орфографические умения и навыки.
  4. Развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать, делать выводы
  5. Продолжить работу по формированию умения  работать в группах.
  6. Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Оборудование:  мультимедийный проектор, экран, ноутбук, толковый словарь, учебник, тетрадь на печатной основе «Пишем грамотно №1», рисунок с изображение дерева, заготовки в форме листиков дерева.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Ход урока

1. Организационный момент.

1) приветствие учителя;

2) проверка готовности к уроку.

2. Словарная работа.

– Буквы «рассыпались». Составьте из них слова и запишите в тетрадь.

Слайд № 3

– Что общего в этих словах?

/Это слова с непроверяемым написанием – словарные слова./

– Какое слово лишнее? Почему?

/Лишнее слово – сверкать. Это – глагол, а все остальные слова – имена существительные./

– У кого другое мнение?

/Если есть другие варианты выбора лишнего слова, они обсуждаются./

– Образуйте от данных существительных глаголы.

Слайд № 4

/Победить, приветствовать, салютовать, охранять, беседовать./

– Составьте предложения с глаголами, которые можно употребить с приставкой.

/Поприветствовать учителя нужно стоя. Хорошо побеседовать с другом за чашкой чая. И др./

– Докажите, что «по» – это приставка, а не предлог.

/Между приставкой и словом нельзя вставить другое слово или вопрос, глаголы с предлогами не употребляются./

3. Актуализация знаний.

– Изучению какой темы был посвящен наш вчерашний урок?

/Мы повторили различия между предлогами и приставками, правописание приставок в глаголах./

– Слова какой части речи не употребляются с предлогами?

/Глаголы не употребляются с предлогами./

Слайд № 5

– Прочитайте  правило  и назовите в этом предложении глагол.

/Не употребляются./

4. Постановка проблемы.

– Если глаголы не употребляются с предлогами, то  что же тогда стоит перед глаголом в этом правиле?

Слайд № 6

    (Все эти вопросы появляются на экране)

5. Поиск решений.

– Что такое не?

– Какие вы знаете части речи?

(Фронтальный опрос)

Слайд № 7

– Обсудите в группах: к какой группе частей речи следует отнести  не?

Докажите свою точку зрения.

Через минуту выслушиваем предположения: кто прав?

/Неслужебная часть речи, так как к ней нельзя поставить вопрос, это слово ничего не обозначает. Не – не предлог, так как предлоги с глаголами не употребляются, но и не союз. Значит не – это частица./

– Сейчас мы с вами выясним, какую роль выполняет частица не в речи?

Слайд № 8

– Прочитайте и отгадайте загадки.

– Выпишите в тетрадь глаголы с частицей не в первый столбик.

Слайд № 9

– А теперь во второй столбик запишите эти же глаголы, но без не.

– Что вы можете сказать о значении слов, записанных на каждой строке?

/Частица не придаёт отрицательный смысл слову или всему предложению./

– Вспомните пословицы и поговорки, в которых употребляются глаголы с не.

/Не стыдно не знать, стыдно не учиться.  Не хвались языком, торопись делом. Не то золото, что блестит. Без труда не вытащишь рыбку из пруда. И др./

– Обратите внимание на  написание выделенных в загадках слов. Какой вывод о написании частицы не с глаголами вы можете сделать?

Слайд № 10

/Частица не с глаголами пишется раздельно./

– Такой же вывод сделал Саша после прочтения загадок на стр. 70 учебника. Но  как тогда быть с такими примерами?

Слайд № 11

– Существуют ли в русском языке слова «волить», «навидит», «здоровится»? Как следует уточнить правило?

/Ответы детей, попытка самостоятельно сформулировать орфографическое правило./

Чтение орфографического правила в рубрике «Тайны языка» на стр. 70 учебника и сравнение его с собственными выводами.

/Частица не с глаголами пишется раздельно, кроме слов, которые без не не употребляются: ненавидеть, негодовать, недоумевать, невзлюбить, неволить, нездоровится и др./

– Запишите глаголы, которые без не не употребляются в свою «Волшебную шкатулочку» (книжку-самоделку таблицами и правилами по русскому языку и математике), постарайтесь их запомнить.

Слайд № 12

6. Лексико-орфографическая работа.

 – Объясните значение слова негодовать.

/Негодовать – значит возмущаться, быть недовольным./

– Подберите к глаголу недоумевать слова близкие по значению:

/Растеряться, не понимать, теряться в догадках, ума не приложить./

Каким действием человек иногда показывает своё недоумение?

/Чешет затылок, пожимает плечами, округляет глаза./

– Подберите антоним к слову ненавидеть.

/Любить./

– Найдите объяснение лексического значения слов  невзлюбить, неволить, нездоровится в толковом словаре.

/Работа в группах./

Неволить – принуждать, заставлять;

нездоровится  – состояние нездоровья, недомогания;

невзлюбить  – почувствовать неприязнь, нерасположение к кому-чему-нибудь./

– Составьте словосочетания с глаголами, которые без не не употребляются.

/Работа в группах. После обсуждения удачные варианты записываются в тетрадях./

– В правиле сказано, что есть и другие глаголы, которые без не не употребляются. Дома в орфографическом словаре попытайтесь найти такие глаголы, составьте с ними предложения, а, если получится, небольшой рассказ.

7. Физкультминутка.

Не лениться! Не лениться!
На зарядку становиться!
Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим.

– Какой глагол с отрицательной частицей вы услышали?

/ Не лениться!/

Слайд № 13

– Ребята, пусть эти слова станут не только девизом нашего урока, но и всей вашей жизни!

8. Работа в тетради на печатной основе «Пишем грамотно № 1».

(Подробное комментирование учащимися 3-4 примеров, затем – самостоятельная работа)

Упражнение 2

Запиши в два столбика, раскрывая скобки.

(не) бояться, (не) грустить, (не) годовать, (не) любить, (не) взлюбить, (не) теряться, (не) здоровится, (не) годится, (не) понимать, (не) доумевать, (не) поздороваться, (не) сочувствовать, (не) знать

Учащиеся с хорошей орфографической подготовкой могут выполнить вместо упражнения в тетради на печатной основе «Пишем грамотно № 1» задание с подзаголовком «Упражнение по выбору» (упр. 2 стр. 71 учебника).

Я (не)навижу слово «спать»!
Я ёжусь каждый раз,
К…гда я слышу: «Марш в кр…вать!
Уже д…сятый час!»
Нет, я (не)спорю и (не)злюсь –
Я чай на кухн… пью.
Я никуда (не)тор…плюсь.
К…гда (на)пьюсь – тогда (на)пьюсь!
Напившись, я вст…ю
И, (за)сыпая на х…ду,
Л…цо и руки мыть иду.
Но вот (до)носится …пять
Н…стойчивый приказ:
«А ну, с…йчас же марш в кр…вать!
…диннадцатый час!»
Нет, я (не)спорю, (не)сержусь –
Я не сп…ша на стул сажусь
И начинаю кое-как
С …дной н…ги снимать башмак.
Я, как г…рой, б…рюсь со сном,
Чтоб время (про)т…нуть,
М…чтая только об …дном:
П…дольше (не)заснуть!

  (С. Михалков)

Самопроверка выполненной работы в тетради на печатной основе «Пишем грамотно № 1».

Слайд № 14

 Работа над допущенными ошибками по плану.

Слайд № 15

– Ребята, выполнявшие задание по выбору, расскажите о своей работе. Какие «тайны языка» вы для себя открыли? Объясните эту «тайну» своим одноклассникам.

Итог урока.

– Что нового в разделе «Правописание» вы для себя сегодня открыли? Для чего эти новые знания?
– Что понравилось на уроке?
– Как пишется частица не с глаголами?
– Назовите глаголы, которые без не не употребляются.

– Среди глаголов-исключений есть глагол нездоровится. Чтобы человек не испытывал состояние нездоровья, ему желают не болеть. В местах, посещаемых туристами, можно увидеть «Дерево желаний». Люди на таких деревьях завязывают лоскутики, загадывают желания и надеются, что они сбудутся.

Слайд № 16

– Напишите пожелания друг другу, учителю, родителям на бумажных листиках, используя глаголы с частицей не, наклейте эти пожелания на наше «Дерево желаний».

СКАЧАТЬ презентацию

  

Литература:

1. Беседы с учителем. Под ред. Журовой Л.Е. Изд-во «Вентана-Граф». М., 2005.
2. Юрьева Н.А. 350 развивающих упражнений по русскому языку. Изд-во «Юнипресс». Минск, 2004.
3. Я иду на урок в начальную школу. Русский язык. Под общ. ред. Соловейчик М.В. Изд-во «Первое сентября». М., 2000.

Интересно почитать:

Введение во храм Пресвятой Богородицы
Светлый праздник Рождества Христова
Карандаш


29 Ноябрь 2012.   Комментарии: 0.    Размещено в Русский язык

Оставить комментарий или два



Подписка на блог

RSS YouTube

Получайте новости на e-mail

Архивы

Опрос

Согласны ли Вы, что изучение основ православной культуры (ОПК) в школе может способствовать духовно-нравственному развитию ребенка?

Результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Партнеры

Праздники

Православные праздники

Красота Божьего мира

Облако тегов

Комментарии

  • Загрузка...

Фраза дня

Статистика


Проверка сайта