Настоящее время глагола

Урок русского языка в 4  классе

УМК «Начальная школа XXI века», под ред. проф. Н.Ф. Виноградовой

Цели и задачи:

  • познакомить с категорией времени глагола;
  • дать понятия «настоящее», «прошедшее», «будущее» время глагола;
  • развивать умение различать глаголы в форме настоящего времени;
  • развивать орфографическую зоркость, речь, умение сравнивать и делать выводы, обогащать словарный запас;
  • воспитывать чуткое отношение к языку, умение работать в парах.

Оборудование:

  • ноутбук,  мультимедийный проектор, диск с записью слайдов, экран;

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1. Приветствие.

2. Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация знаний

Что без меня предметы? Лишь название.
Но я приду – все в действие придет,
Летит ракета, люди строят здания,
И рожь в полях растет.

– О какой части речи говорится?

– Почему в стихотворении сказано, что «все в действие придет»?

/Глаголы обозначают действие предмета./

– Значит, слова думать, мечтать, мерзнуть не глаголы?

/Это – глаголы, но обозначают они не действие предмета, а состояние./

III. Постановка проблемы, формулирование темы урока

Сравните предложения:

Слайд 2

– Что вы можете сказать о том, как протекают действия и состояния, которые называют глаголы?

/Действия и состояния, которые называют глаголы, могут протекать во времени./

– Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

– Да, сегодня в рубрике «Как устроен наш язык» мы поговорим о такой категории глагола как время.

Этот хитренький глагол
Себе время изобрел.
«Ухожу», – кричит сегодня.
«А вчера, – кричит, – ушел».
«Завтра, – скажет, – я уйду!»
Позавидуйте ему.

– Почему другие части речи могут «позавидовать» глаголу?

/Категория времени есть только у глаголов./

– Как вы думаете, почему сказано, что действия и состояния, которые называет глагол, могут протекать во времени? /Предположения детей./

– В этом мы попытаемся разобраться на уроке чуть позже.

IV. Работа над новым материалом

– Выпишите из предложений (Слайд 2) в тетрадь рядом со словом настоящее глаголы, называющие действие (состояние), которые происходят сейчас; рядом со словом прошедшее – глаголы, обозначающие действие (состояние), которые уже были; рядом со словом будущее – глаголы, обозначающие действие (состояние), которые произойдут в будущем. Приведите 2-3 своих примера.

– Какой можно сделать вывод?

– Сравните ваши выводы с формулировкой языкового закона (правила) на стр. 115 учебника.

– Что является ключевой точкой для определения времени глагола?

/Момент речи./

Слайд 3

– Опираясь на эту схему, скажите, в форме какого времени глагол указывает

на то, что действие совершается в момент речи.

/В форме настоящего времени./

На слайде появляется слово «настоящее».

– На что указывает глагол в форме прошедшего  времени?

/Глагол в форме прошедшего времени указывает, что действие совершалось до момента речи./

На слайде появляется слово «прошедшее».

-А  на что указывает глагол в форме будущего времени.

/Глагол в форме будущего времени указывает, что действие будет совершаться после момента речи./

На слайде появляется слово «будущее».

Слайд 4

– Подберите и запишите к данным именам существительным  несколько глаголов – «оживите картину».

Слайд 5

 – Как вы думаете, может ли вопрос глагола помочь определить его время?

– Сегодня мы более подробно рассмотрим глаголы настоящего времени.

V. Закрепление (работа по учебнику)

3-4 ученика объясняют, почему они считают, что глаголы в упражнении настоящего времени. Затем работа выполняется самостоятельно.

Взаимопроверка выполненного упражнения (работа в парах).

Слайд 6

– Что вы можете сказать о категории вида выписанных глаголов?

/Все эти глаголы несовершенного вида./

Физкультминутка

Потрудились – отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо, поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.

– Выберете из выписанных вами глаголов глагол 2 спряжения, который относится к группе исключений.  /Гонит./

– Какие глаголы еще входят в эту группу? Что нужно помнить, чтобы писать правильно их личные окончания?

– Проспрягайте  глагол гонит в единственном числе настоящего времени, запишите в таблицу, выделите окончания.

/Я гоню, ты гонишь, он гонит./

–  Проспрягайте этот же глагол в форме будущего времени, запишите в таблицу, выделите окончания.

/Я буду гнать, ты будешь гнать, он будет гнать./

– Попробуйте сделать аналогичную работу с глаголом гнать в форме прошедшего времени.

/Я гнал, ты гнал, он гнал./

– Что вы заметили?

/В форме прошедшего времени изменение по лицам не происходит./


– На то, что личное окончание глагола является показателем настоящего или будущего времени, обращают ваше внимание авторы учебника в рубрике «Это важно знать» на стр. 116. Прочитайте об этом.

– Это новое знание поможет вам выполнить упражнение 2 на стр. 116.

– А какого вида глагол «гнать»? /Несовершенного./

– От глагола «гнать» образуйте однокоренные глаголы  приставочным способом.

/Догнать, перегнать, загнать, отогнать, разогнать и др./

– Какой вид у образованных вами глаголов? /Совершенный./

– Попробуйте образовать временные формы любого из этих глаголов.

– Столкнулись ли вы с какими-нибудь трудностями при образовании временных форм глаголов совершенного вида?

/Не получается образовать форму настоящего времени./

–  Как вы думаете, почему?

/Потому что глагол совершенного вида обозначает действие, которое либо завершено (оно совершилось), либо совершится, но в момент речи совершаться не может./

– А это новое знание поможет  выполнить упражнение «по выбору» на стр. 116 тем, кому нравятся задания посложнее.

Самостоятельное выполнение упражнений.

 – Вот как с упражнением 2 на стр. 116 справился Коля (вымышленный персонаж). Проверьте, правильно ли выполнил он работу?

Слайд 7

Дети находят и исправляют ошибку, сверяют со своей работой.

– Как вы рассуждали, выполняя упражнение?

– Ребята, выполнявшие «задание по выбору», расскажите о своей работе. Какие «тайны языка» вам пришлось раскрыть, с какими трудностями встретились? Объясните эту «тайну» своим одноклассникам.

– От всех ли глаголов, стоящих в начальной форме смогли образовать форму настоящего времени 2 лица единственного числа? Почему?

-От каких глаголов смогли образовать форму настоящего времени 2 лица единственного числа? Почему?

/Гудеть – (ты что делаешь?) гудишь, жужжать – (ты что делаешь?) жужжишь, дышать – (ты что делаешь?) дышишь, благодарить – (ты что делаешь?) благодаришь. Все эти глаголы несовершенного вида./

– Вначале урока мы говорили о том, что действия и состояния, которые называет глагол, могут протекать во времени. Я особо выделяю слово «могут». Это значит, что действия могут и не протекать во времени.

– Сейчас мы с вами откроем еще одну «тайну языка».

Слайд 8

– Как вы думаете, что может связывать эти слова?

/Река Кубань впадает в Азовское море./

Слайд 9

– В какой временной форме стоит глагол? Какой вид этого глагола?

/Глагол стоит в  форме настоящего времени. Этот глагол несовершенного вида./

– То есть это действие происходит в момент речи?

– Попробуйте поставить этот глагол настоящего времени в форму прошедшего или настоящего времени. Что у вас получилось?

/Река Кубань впадала в Азовское море. Река Кубань будет впадать в Азовское море./

– Имеют ли эти предложения смысл?

/Эти предложения смысла не имеют, потому что, если река Кубань впадала в Азовское море, то сейчас она не впадает и будущем впадать не будет. А если будет впадать, то раньше не впадала и сейчас не впадает./

– Какой можно сделать вывод?

/Глаголы в настоящем времени могут называть действие, которое совершается постоянно, всегда./

– Об этом мы еще будем говорить на последующих уроках.

VI. Подведение  итогов

–  Какие новые «тайны языка» вы сегодня смогли открыть на уроке?

– С какими затруднениями вы столкнулись?

– Оцените свою работу на уроке: выберите карточку, которая показывает, довольны ли вы собой.  (Работа с карточками настроения.)

– Как вы оцениваете работу класса на уроке?

– Чью работу на уроке вы бы отметили?

VII. Домашнее задание

Упражнение 4 стр. 117. Из текста упражнения вам нужно будет выписать все глаголы в форме настоящего времени, определить вид и лицо глаголов, выделить окончания.  


Интересно почитать:

Исследовательский проект
К 300-летию гения
Сбор «Посвящение в «светлячки»


17 Ноябрь 2011.   Комментарии: 0.    Размещено в Русский язык

Оставить комментарий или два



Подписка на блог

RSS YouTube

Получайте новости на e-mail

Архивы

Опрос

Согласны ли Вы, что изучение основ православной культуры (ОПК) в школе может способствовать духовно-нравственному развитию ребенка?

Результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Партнеры

Праздники

Православные праздники

Красота Божьего мира

Облако тегов

Комментарии

  • Загрузка...

Фраза дня

Статистика


Проверка сайта