Пасха на Кубани



Тема урока: Пасха на Кубани

 

Цель: приобщение учащихся к значимым событиям православной культуры.

Задачи: уточнить и расширить знания детей о Воскресении Христовом и празднике Пасхи; об особенностях подготовки и празднования этого праздника на Кубани; воспитывать в детях уважение к православным традициям; развивать  критическое мышление через письмо и чтение, развивать речь учащихся.

Оборудование: экран, мультимедийный проектор, ноутбук; 5 яиц из-под «Киндер-сюрприза» с предметами внутри: кусочек хлеба, монетка, гвоздь, пустое яйцо, маленькая фигурка ангела;  предметы для сценки: передники, сито, мука, изюм, яйца, глубокая миски, ложка, поднос, кулич; предметы для игры: желобок из картона, яйца-крашенки; предметы для изготовления поделки: яйца, желтые салфетки, красная узкая ленточка, клей; карточки со словами: Воскресенье Христово, Пасха, пасха, пост, кулич, крашенки, Красный угол.

 

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент.


Учитель. Здравствуйте! Своим приветствием мы желаем друг другу здоровья, успеха и процветания.

Оставьте за дверью тревоги, сомненья,

Грубость нечаянную и огорченья.

Поговорим мы сегодня о светлом,

О радостном и незабвенном.

II. Актуализация знаний учащихся и определение темы урока.

Слайд 2 (Весна)  ЗВУЧИТ МУЗЫКА

Учитель. Опять пришла к нам желанная и долгожданная весна. Вся природа, весь мир Божий пробуждается ото сна.

В наряды пышные весна

Сады оденет в ярком цвете:

Играть и бегать по садам

С веселой песней будут дети.

Взгляни кругом: как хорошо

Весной мир Божий расцветает!

Как солнце весело глядит

И в поле травку пригревает!

Учитель. Каждому приход весны дорог. А мы, христиане, весной отмечаем великий церковный праздник. Какой?

Дети. Светлое Христово Воскресение, Пасху Господню.

Учитель. Вот об этом празднике мы и поговорим сегодня. А именно о традициях подготовки и празднования Пасхи на Кубани.

ПАСХА

Слайд 3 (Пасха на Кубани)

Учитель. Праздник Пасхи пришел на земли Руси примерно 16 веков назад из древней Византии. Сколько это лет?

Ответы детей.

А что вы знаете о  Пасхе? Запишите в левом столбце своего «Дневничка».

Учитель. Поделитесь с нами своими знаниями. (2-3 человека)

Учитель. Верно вы сказали, что одним из символов Пасхи являются крашеные яйца.

Но перед вами не пасхальные яйца, а игрушечные. Раскрыв каждое, вы достанете какой-то предмет. Расскажите, как он связан с историей  страданий, смерти и воскресения Христа.

ВОСКРЕСЕНИЕ

Для этой работы потребуется:

  • 5 яиц из-под «Киндер-сюрприза»
  • кусочек хлеба
  • монетка
  • гвоздь
  • пустое яйцо
  • маленькая фигурка ангела (или рисунок)

Все эти предметы лежат в яйцах, при этом одно яйцо остается пустым. Дети по очереди подходят и открывают яйца. Затем они должны рассказать историю, связанную с этим предметом. Вот примерно о чем говорят эти предметы:

  • кусочек хлеба – последняя вечеря

Слайд 4

  • монетка – Иуда предал Иисуса за 30 серебряных монет
  • гвоздь – вбивали в руки и ноги Иисуса

Слайд 5

  • пустое яйцо – пустая гробница, Иисуса нет здесь, Он воскрес!

Слайд 6

  • ангел – возвестил, что Христос воскрес!

Христос воскрес, и смерть побеждена!
Эту весть победную прислала
Богом воскрешенная весна.

Учитель. Почему же одним из символов Пасхи стало окрашенное в красный цвет яйцо?

Ответы детей.

После вознесения Иисус велел ученикам идти по миру и проповедовать народу свое учение. Отправилась проповедовать учение Христа и Мария. Пришла она в Рим, в императорский дворец. Протянула она императору простое куриное яйцо в подарок и сразу громко произнесла главное известие: «Христос воскрес!»

Слайд 7 (Мария у Тиберия)

Удивился император и сказал: «Как можно поверить в то, что кто-то может воскреснуть из мертвых? Трудно в это поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным!» Пока он говорил эти слова, яйцо стало менять свой цвет: оно порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко-красным. Так было подарено первое пасхальное яйцо.

III. Новая тема.

Учитель. А как в вашей семье готовятся к Пасхе?

Ответы детей.

Учитель. На Кубани, как и во всей России, ждали этот праздник, готовились к нему. Заканчивался Великий пост.

ПОСТ

Мужчины наводили порядок на своих подворьях. Женщины торопились после зимы новым веником собрать паутину по углам и на потолке, нетерпеливо снимали занавески с окон и русской печи, стирали их, белили  хаты изнутри и снаружи.

Глава семьи отправлялся на мельницу и привозил домой мешок нулевки – специальной муки для пасхи. Его бережно заносили в хату, окружали, развязывали, брали муку щепоткой, пробовали языком и выносили решение: «Надо только немного добавить простой муки, чтобы куличи сверху не потрескались».

И вот уже довольная бабушка ставит опару, накрывает ее тулупом и тут же объявляет: «Завтра куличи печем!»

А что такое кулич?

КУЛИЧ

Слайд 8 (куличи)

Слайд 9 (окно)

СЦЕНКА «КУЛИЧИК»

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

БАБУШКА
ВНУЧКА 1
ВНУЧКА 2
ВСЕ ТРОЕ В НАРЯДНЫХ ФАРТУКАХ

БАБУШКА
Внучка, сестрёнку скорее покличь,
Да рукава закатайте повыше –
Будем мы делать пасхальный кулич.

ВНУЧКА 1
Только бы вышел!

ВНУЧКА 2
Только бы вышел!

БАБУШКА
Всякое дело – учебу, работу
Дело ль духовное, ратную битву
Мы, уповая на Божьи щедроты,
Чем начинаем?

ВНУЧКИ
Смиренной молитвой!

БАБУШКА
Верно, девчатки! Попросим у Бога
Ангельской помощи нам на подмогу!

ВМЕСТЕ
Господи Боже наш, благослови!

БАБУШКА
Хоть и чиста эта белая мучка,
Все же сквозь сито просей ее, внучка!

ВНУЧКА 1
Много здесь, бабушка, примесей разных,
Мелких комочков, сориночек скрыто.

БАБУШКА
Исповедь нам от грехов и соблазнов
Помыслы чистит как доброе сито.

ВНЧКА 2
Масло и яйца, изюм, кардамон –
Щедро положим в кулич без опаски…

БАБУШКА
Но никогда не поднимется он,
Если не будет в нем доброй закваски!
Помыслы наши – пустая химера,
Если в делах не сопутствует вера.

ВНУЧКА 1
Сделано тесто с умом и сноровкой.

ВНУЧКА 2
Дело закончим горячей духовкой. (уходит)

БАБУШКА
Вот и кулич наш на праздничном блюде –

ВМЕСТЕ
С Пасхой Христовой вас, добрые люди!

Учитель. Яйцо – символ извечного возрождения природы, бесконечности жизни, воспевания Солнца как источника жизни на Земле.

Из этого внешне неживого яичка, скорее похожего на камешек, может вылупиться живой птенец. Конечно, для этого яйцо не надо забирать от мамы-курицы, которая должна высиживать его, обогревая своим теплом. Какое же замечательное чудо зарождения жизни происходит в яичке, пока курочка высиживает его! Из желтка и белка образуется живое существо – цыпленок.

Учитель. Освещенное яйцо хранили в Красном углу целый год.

КРАСНЫЙ УГОЛ

Слайд 10

Проходили с этим яйцом Крестный ход и его съедали первым на Пасху. Яйцо не было пропавшим. Это ли не чудо? Но у некоторых яйцо не сохранялось. Все зависело от образа жизни людей.

Учитель. После воскресения Христова прошло вот уже почти две тысячи лет. Христиане, празднуя Пасху, говорят друг другу: «Христос воскрес!» Они радуются чудесному воскресению Иисуса Христа.

IV. Изготовление поделки.

Слайд 11

Для цыпленка нужна салфетка желтого цвета. Нужно завернуть в нее яйцо, сверху, где острый конец, завязать красной ленточкой.

Затем приклеить глаза, клювик. Из желтого картона можно вырезать подставку – ножки и приклеить к ней салфетку с яйцом. Для крыльев полоски салфетки нужно сложить гармошкой и приклеить одним концом к цыпленку.

ПРОВОДИТСЯ ИГРА «Катание крашенок»

Учитель: В Великий пост всякие игры и увеселения были запрещены, а с Пасхи начинались весёлые развлечения детей и  молодёжи. Какие пасхальные игры вы знаете?

Одним из широко распространенных и любимых пасхальных развлечений было катание крашенок (крашеных яиц).

КРАШЕНКИ

Слайд 12

Для этого изготовлялись специальные лоточки с желобом. Играющие усаживались друг против друга на определённом расстоянии и по команде скатывали яйца по лоточкам. Если скатившееся яйцо ударялось об яйцо другого игрока и разбивало его, то разбитое яйцо играющий забирал себе. В эти игры можно поиграть и сегодня.

Д.З. Выберите сами, что вы будете делать, выполняя домашнее задание: подготовите пасхальные игры, подготовите рассказ  о народных приметах, связанных с Пасхой, может узнаете интересные факты и с нами поделитесь.

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель. Вот еще обычай, над которым следует задуматься. Во все следующие за Пасхой дни Светлой седмицы казаки, как и другие христиане, старались занимались благотворительностью (раздавали одежду, деньги, пищу нищим, больным людям, тем, кто сидит в тюрьме). Может быть, и сейчас в наше время особенно необходимо посещение больных, стариков, бедных, которых надо угостить пасхальными куличами, развеять их одиночество.

Учитель.

– Что нового для себя открыли сегодня?

– Что вас удивило?

– Что заставило задуматься?

Запишите свои «открытия» в правом столбце «Дневничка».

Поделитесь с нами своими «открытиями».

Слайд 13

Дети, любите друг друга!

Многих из вашего круга

Участь нелегкая ждет.

Но кто любим и кто любит,

Жизнь того не погубит

В омуте мелких забот.

Стойте за слабую братью

Дружною плотною ратью.

Родине в годы невзгод

Жертвуйте потом и кровью.

Только такою любовью

Жив человеческий род!

ВСЕМ Я ЖЕЛАЮ МНОГАЯ ЛЕТА (звучит музыка)

 

Словарик: ПАСХА, ВОСКРЕСЕНИЕ, ПОСТ, КУЛИЧ, КРАШЕНКИ, КРАСНЫЙ УГОЛ.

Пасха – весенний праздник, связанный с верой в чудесное воскресение Иисуса Христа.

Воскресение – возвращение к жизни Иисуса Христа.

Пост – запрет на определённый срок приёма всякой пищи или отдельных её видов (особенно мяса, рыбы, молочных продуктов).

Кулич – сладкий сдобный хлеб, высокий, цилиндрической формы.

Крашенки – яйца одного цвета, чаще красного.

Красный угол – место расположения домашнего иконостаса в жилом помещении, а также сам этот иконостас.

 

Литература:

1. Азбука для православных детей. – М.: Покров, 2003.

2. Маслов А.В. Кубанская старина. – ОИПЦ «Перспективы образования», 2006.

3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: «ИТИ

Технологии», 2008.

4. Пасха Господня. ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003.

Интересно почитать:

Исследовательский проект
Море - чудо природы! Береги его!
Встреча краснодарских учителей с Андреем Кураевым


12 Апрель 2011.   Комментарии: 2.    Размещено в ОПК

К записи 2 комментария

Здравствуйте, Марина Алексеевна. Ваш урок мне очень понравился: насыщен интересным краеведческим материалом, динамицный, интересные формы работы. Особенно нравится поделка. Спасибо. Возьму с Вашего разрешения, в свою методическую копилку. С уважением, Ирина Владимировна.

Марина Алексеевна

Здравствуйте, Ирина Владимировна! Я рада, что этот урок Вам понравился. Конечно Вы можете использовать эту разработку в своей деятельности. Успехов Вам!

Оставить комментарий или два



Подписка на блог

RSS YouTube

Получайте новости на e-mail

Архивы

Опрос

Согласны ли Вы, что изучение основ православной культуры (ОПК) в школе может способствовать духовно-нравственному развитию ребенка?

Результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Партнеры

Праздники

Православные праздники

Красота Божьего мира

Облако тегов

Комментарии

  • Загрузка...

Фраза дня

Статистика


Проверка сайта