Учимся писать письма

Урок русского языка в 4 классе (рекомендуемый срок проведения – конец 4-й четверти)

 ЦЕЛЬ УРОКА: обобщить  и углубить знания детей об истории письма, о правилах его написания и оформления.

Личностные УУД: способствовать формированию бережного отношения к слову, развивать самостоятельность, настойчивость, чуткое отношение к близким.

Регулятивные УУД: формировать умение понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, планировать свою проектную деятельность.

Познавательные УУД: развивать умение добывать информацию из разных источников.

Коммуникативные УУД: развивать умение передавать свои мысли и чувства с помощью письменной речи.

Предметные УУД: повысить интерес к эпистолярному жанру, обратить внимание учащихся на ценности родного языка.

Метапредметные УУД: формировать у детей младшего школьного возраста целостный взгляд на окружающий мир и место человека в нем.

ОБОРУДОВАНИЕ: ТСО (мультимедийная приставка, ноутбук, диск со слайдами, экран).

Ход урока

I.Организационный момент

  1. Приветствие.
  2. Проверка готовности к уроку.

II. Сообщение темы и целей урока

– Сейчас я вам прочитаю отрывок из стихотворения С.Я. Маршака «Почта», а вы подумайте, каким образом то, о чем говорится в этом стихотворении, может быть связано с нашим уроком.

Письмо само
Никуда не пойдет,
Но в ящик его опусти –
Оно пробежит,
Пролетит,
Проплывет
Тысячи верст пути.
Нетрудно письму
Увидеть свет:
Ему не нужен билет.
На медные деньги
Объедет мир
Заклеенный пассажир.

(Сегодня на уроке мы будем писать письма.)

– Да, сегодня наш урок посвящен написанию письма, а кому будет адресовано письмо, вы узнаете чуть позже. Но прежде, чем приступить к написанию письма, нам нужно повторить правила его написания и оформления, вспомнить, что поможет сделать письмо ярким, образным, эмоциональным, интересным для адресата.

III. Актуализация знаний учащихся

– А для чего люди пишут письма?
(Чтобы рассказать о себе, об увиденном, поделиться своими мыслями, чувствами.)

– Но, ведь есть телефон, телеграф?
(С помощью телеграфа много информации не сообщишь, а по телефону не всегда можно рассказать о своих чувствах.)

– В стихотворении С.Я. Маршака «Почта» говорится о том, что письмо пробежит, пролетит, проплывет тысячи верст пути. Что это значит?
(Это значит, что письма перевозят и на самолетах, и на поездах, и на теплоходах, а в труднопроходимых местах, может быть, и на лошадях или оленях.)

– А какие другие способы доставки писем вы знаете?
(Бутылочная почта, голубиная почта.)

– А сейчас совершим небольшое путешествие в прошлое. В  XVII веке и в начале XVIII, когда еще не существовало почтовой службы, письма (их называли «грамотки») передавали с гонцом или через знакомых. Касались они, обычно, лишь неотложных хозяйственных дел или деловых отношений.   Из грамоток, дошедших до наших дней, ученые узнали множество сведений о жизни  того времени, о круговороте мелких и крупных проблем, из которых складывалась жизнь обыкновенного человека.

– А что вы знаете о написании писем?
(Письмо всегда начинается с обращения к тому человеку, которому  оно адресовано, потом следует основное содержание письма. В конце письма обязательно нужно попрощаться с адресатом. Если что-то забыл написать в основной части письма, то можно это написать в постскриптуме. Обозначается постскриптум так: P.S. Писать письмо нужно аккуратно и красиво, чтобы его приятно было читать. А еще по содержанию письмо должно быть интересным.)

– Вы абсолютно правильно назвали основные правила написания письма. Но еще хочу обратить ваше внимание на то, что прежде, чем писать письмо, нужно продумать его содержание, позаботиться о бумаге. Приглашения, благодарности, поздравления, соболезнования пишутся только от руки. Как вы думаете, почему?
(Потому что письмо, написанное от руки, выражает теплое отношение писавшего человека к адресату.)

– Подумайте, как вы обратитесь и как будете прощаться в письме, если оно адресовано:

а) учителю;
б) другу или подруге;
в) родителям, бабушке, дедушке;
г) инопланетянину.
(ответы детей)

– А вот, как обращался в своих письмах к родным и друзьям А.П. Чехов.
Милый Виктор Викторович, извините, я сделал кляксу!
Многоуважаемый Павел Федорович.
Здравствуй, моя милая Олюшка! Как поживаешь?
Дорогой брат Миша!

– А вот как А.С. Пушкин обращался в письме к своему другу И.И.  Пущину, находившемуся  в ссылке. И, конечно же, это обращение было в стихах.

Мой первый друг, мой друг бесценный!

– Какое обращение было бы приятно прочитать вам? (ответы детей)

Учитель может дать историческую справку, объяснив значение слов:
   * привет корень -вет- означал «разговор, то, что связано с речью» («ветити» –  говорить). Сейчас  в слове «привет» приставка не выделяется.
 * здравствуй – это приветствие родилось из выражения «я здравствую тебя», то есть «желаю тебе здоровья». Слово «здравствуйте» очень старое, оно связано со словом «дерево». Когда-то люди, произнося  «здравствуйте», желали друг другу быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево.

– Я уже говорила, что перед написанием письма нужно позаботиться о бумаге. Лист бумаги должен быть чистым, непомятым, с аккуратно обрезанным краем. В конверт не полагается вкладывать письмо, сложенное более чем в 2-3 раза. Поэтому письма на нескольких листах требуют нестандартного конверта.
Вспомните, а на чем еще писали письма? Как люди раньше  обменивались информацией?
(Люди писали на папирусе, на бересте, на ткани, на глиняных табличках.)

IV. Рассказ  учителя о  видах  письма  и  способах передачи информации

– А сейчас снова отправимся в путешествие в прошлое.
Еще до того, как люди придумали алфавит, они делали записи или передавали друг другу послания, на которых были изображены различные знаки и рисунки. Причем в каждом рисунке был определенный смысл. Люди не буквами, которых не знали, а рисунками и знаками писали то, что хотели сказать. Каждая линия в этом послании, точка или круг, поза, поворот головы животных – все имело вполне определенное значение. Это были пиктограммы. «Pictus» в переводе с латинского «нарисованный».

Слайд  № 2    На слайде –  изображение    пиктограммы.

– Сейчас пиктограммы – это эмблемы международных конгрессов, конференций, олимпиад, изображаются на флагах, логотипах различных организаций  и  т. д.

Слайд № 3     На слайде –  логотип зимней олимпиады в г. Сочи.

Слайд  № 4     На слайде – логотип «Почта России».

– Латиноамериканские индейцы использовали узелковое письмо – «кипу».

Слайд  № 5   На слайде – изображение узелкового письма – «кипу».

– К толстой веревке или палке прикреплялись более тонкие поперечные шнуры с различного рода узлами и сплетениями. Количество шнуров и узлов, их величина, взаиморасположение и сочетание цветов веревок помогали составителю «кипу» записать определенное смысловое значение.  Красный цвет обозначал войну, желтый – золото, зеленый – маис, белый – мир, черный – смерть, несчастье. Если шнуры не были окрашены, то они служили для счета или запоминания знаменательных дат. Главное назначение «кипу» – напомнить о том, что надо передать.

– Может быть, с тех времен пришло к нам выражение «узелок на память»? Как вы понимаете это выражение? (ответы детей)

– Никто не знает, где и когда возникла письменность. Древние египтяне  использовали иероглифы (знаки, изображающие звуки речи, а не только  предметы и явления).

Слайд  № 6   На слайде – египетские иероглифы.

– С развитием цивилизации возникла потребность в большом количестве знаков. Так возник метод написания слов в соответствии с их звучанием. Знак, обозначающий звук – фонема. Следующий шаг – создание алфавита.

– В петровскую эпоху (XVIII в.) в России возникла потребность в регулярном почтовом  сообщении. Первое упоминание о почтовой службе в Москве можно встретить еще в 1711 году.

 Из занятия для себя сочинение писем постепенно развилось в особый литературный жанр. Из писем писатели составляли целые сборники и даже писали повести и романы в виде писем на основе реальной переписки реальных людей.

V. Работа по редактированию письма

– Сейчас вы прочитаете письмо.

Слайд № 7

 Здравствуй  Петр!

Я получил твое письмо. Мы обыграли в фудбол 4 «Б». Твое письмо я прочитал с интересом. Некоторые мои однокласники играют только в фудбол, а на уроках считают синиц и отвечают невпопад. Еще я хожу в музыкальную школу. Учусь играть на гитаре. На уроке сольфеджио меня хвалили, потому что я правильно определяю тональность на уроке сольфеджио.  Когда я прихожу из школы, у меня ежовый аппетит. Я нашел котенка, и он стал моим пернатым другом. Моя сестра Оля передает тебе привет. Оля – сестра харошая, но с плахим характером. Приезжай ко мне на день рождение.

Автор этого письма – вымышленный герой. Как вы думаете, почему я заострила ваше внимание на том, что герой вымышленный?
(Чужие письма читать нельзя. Но, если, автор письма сам захочет его кому-нибудь показать, то в этом случае можно.)

Учащиеся находят и исправляют устно пунктуационные, орфографические, стилистические ошибки, логические несоответствия; исправления отражены и на слайде.

Физминутка

Выполняется гимнастика для глаз по методу Г.А. Шичко «Раскрашивание».

Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом: например, сначала желтым, потом оранжевым, зеленым, синим, но закончить раскрашивание нужно обязательно самым любимым цветом. Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов.

VI. Работа над фразеологизмами

– В исправленном вами тексте встретились устойчивые обороты речи: считать ворон, волчий аппетит. Как называются такие устойчивые обороты речи? (Фразеологическими оборотами.)

– Русский язык необыкновенно богат фразеологическими оборотами. Для чего их используют в речи?

(Фразеологические обороты делают нашу речь более образной, яркой, позволяют рассказать о событиях и о героях с юмором.)

Далее детям можно предложить работу по соотнесению фразеологического оборота с его значением.

Работа выполняется на карточках, затем самопроверка или взаимопроверка, используя

Слайд № 8

– Есть такие крылатые фразы «бумага не краснеет», «бумага все стерпит». Как вы понимаете эти слова? (ответы детей)

– Впервые эти выражения применил римский писатель и известный оратор Цицерон в своих письмах «К друзьям». Выражения эти означают, что письменно можно высказать любые мысли, даже те, в которых, обычно, стесняются признаться устно.

Однако, русская пословица гласит: «Что написано пером, не вырубишь топором». Как вы понимаете эту пословицу? (ответы детей)

– Поэтому, прежде чем что-то написать, в том числе письмо, нужно, конечно, подумать.

VII. Работа над правильностью оформления конверта

– Есть еще одна крылатая фраза «На деревню дедушке». Откуда она появилась в нашем языке?
(Из рассказа А.П. Чехова «Ванька». Мальчик Ванька Жуков так подписал конверт. Конечно, его письмо дедушке не пришло. Мальчик не написал адрес.)

– А чтобы письмо доставили по назначению, что нужно сделать?
(Правильно указать на конверте индекс и адрес получателя и отправителя. Данные отправителя нужны, чтобы письмо вернулось, если его не удалось доставить адресату.)

– На каждом конверте или открытке должен быть указан точный адрес: название страны, города, улицы, номера дома и квартиры, а также написано, кому адресовано письмо.

– Сейчас на конвертах вы укажите адрес того человека, которому будете писать письмо.

Слайд № 9  На слайде вначале изображен конверт только с адресом .

Дети подписывают конверт.

VIII. Написание письма

– Может кто-то из вас знает, что это за адрес? Да, это адрес нашей школы. А письмо я попрошу написать мне, вашему учителю. Скоро вы перейдете в пятый класс, а мне хотелось бы, чтобы ваши письма остались у меня на память. Расскажите в них о своих мыслях и чувствах, о своих планах и увлечениях, о том, что вас волнует, радует и огорчает; о том, что было для вас самым запоминающимся за эти 4 года. Старайтесь писать письмо в соответствии с теми правилами написания и оформления, которые мы сегодня повторили.

Ученики пишут письма.

– Может быть, кто-то хочет прочитать свое письмо? (Если будут желающие прочитать свое письмо, то можно спросить у ребят, что понравилось в письме, а что стоит изменить.)

IX. Домашнее задание (по желанию)

– Дома перечитайте то письмо, которое вы написали в классе. Внесите, если это необходимо,  в него коррективы и перепишите его аккуратно. Завтра я с нетерпением буду ждать ваших писем.

X. Итог урока. Рефлексия

В конце урока можно предложить учащимся решить кроссворд.

Слайд № 10

– Если вы правильно решите кроссворд и впишите слова по горизонтали, то по вертикали в выделенных цветом клетках появится слово, называющее послание, которое всегда приятно получать.

1. Здесь сортируют корреспонденцию, принимают и отправляют письма, открытки, телеграммы, посылки. (почта)
2. 6 цифр на конверте, которые указывают регион, населенный пункт, куда отправлено письмо (индекс).
3. Тот, кому адресовано письмо. (адресат)
4. Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне? Это он, это он, краснодарский… (почтальон)
5. Это приклеивают на конверт. (марка)
6. С чего начинается письмо? (обращение)

– Не забывайте о своих близких и друзьях. Пишите им письма, рассказывайте о себе, интересуйтесь их жизнью. Как приятно, придя домой, услышать: «А тебе письмо!» Значит, о тебе помнят, хотят поделиться с тобой своей радостью, узнать, как ты живешь.

– Чем вам урок запомнился, что нового для себя открыли?

 Список используемых источников:

1. Ликум А. Популярная энциклопедия для детей «Всё обо всём». – М.: АСТ, 1995.

2. Ресурсы сети Internet (картинки, фото).

СКАЧАТЬ презентацию

Интересно почитать:

В православном храме
Рекомендую прочитать
Светлый праздник Рождества Христова


30 Март 2011.   Комментарии: 0.    Размещено в Русский язык

Оставить комментарий или два



Подписка на блог

RSS YouTube

Получайте новости на e-mail

Архивы

Опрос

Согласны ли Вы, что изучение основ православной культуры (ОПК) в школе может способствовать духовно-нравственному развитию ребенка?

Результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Партнеры

Праздники

Православные праздники

Красота Божьего мира

Облако тегов

Комментарии

  • Загрузка...

Фраза дня

Статистика


Проверка сайта