Развиваем творческие способности детей

Современное общество предъявляет к человеку все более высокие требования. Для того чтобы быть востребованным в нем, необходимо привносить новое своей деятельностью, т.е. быть «незаменимым». А для этого, что очевидно, деятельность должна носить творческий характер.

Русский язык и литературное чтение – предметы, которым уделяется большое внимание в школьном процессе обучения. Изучение их играет немаловажную роль в процессе развития творческих способностей детей.

Цель представленной работысистематизировать ряд приемов и методов, которые могут повлиять на развитие творческих способностей учащихся начальных классов на уроках русского языка и литературного чтения для апробации их на практике.

Исследования  детского творчества позволяют выделить как минимум три стадии развития творческого мышления: наглядно-действенное, причинное и эвристическое.

Поскольку  у учащихся начальной школы происходит развитие причинного мышления, то цель предлагаемых упражнений и заданий – развитие детской фантазии, языкового чутья, умения сочинять рассказы, сказки, стихи.

Задания располагаются соответственно логике развития способности планирования: сначала по планированию действий с реальными предметами, затем со словами, фразами и, наконец, с текстовым материалом: рассказами, баснями, сказками.

Учимся устанавливать ситуативные связи между предметами.

 Составьте как можно больше вопросов, соединяя два предмета.  Например: газета – верблюд.

Сколько верблюдов можно завернуть в одну газету?
Что написано в газете про верблюдов?
Почему читая газету, ты сутулишься, как верблюд?

Постарайся, чтобы вопросы были необычными или смешными.

Другие варианты: банка – река, ножницы – дорога, линейка – книга, огонь – раковина, карандаш – замок, шляпа – мост.

Учимся устанавливать причинные связи между событиями.

Сможете ли вы отыскать связь между двумя, на первый взгляд, не связанными друг с другом событиями? Объясните, как все происходило.

Например: Белка, сидя на дереве, упустила шишку.  Шишка, падая, спугнула зайца, сидящего под деревом. Заяц выскочил на дорогу. Шофер самосвала увидел зайца, остановил машину и побежал за ним. Шофер заблудился в лесу, и самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя.

Попробуй установить связи между этими событиями.

Собака погналась за курицей. – Школьники не могли поехать на экскурсию.
Молоко выкипело. – Самолет совершил вынужденную посадку.

Учимся  представлять последствия событий.

Представь,  что ты  уменьшился  до  размеров муравья.  Придумай  историю  о  своем  чудесном  превращении, используя  вопросы:

Какое  у  тебя  было  любимое  занятие?
Чего  бы  ты  опасалась?
Через  какое время ты бы захотел снова стать большим? Почему?

Что бы  произошло,  и  что  бы  ты  сделал,  если  бы:

–   из  крана  на   кухне  полился  апельсиновый  сок;
–   из  тучи,  вместо  дождя,  стал  падать  изюм;
–  люди  придумали  бы  таблетки  от  сна.

Используя   каждую  ситуацию,  сочини  небольшой  рассказ  до  семи  предложений.

Учимся  обозначать  словами  существенные  признаки  предмета.

Игра  «Определение».

В   игру  играют  группами  или  всем  классом.  Детям  раздаются  карточки  со   словами:  автобус,  яблоко,  озеро,  ромашки,  одуванчик  и  т.д.  Предлагается  в  течение  одной  минуты  рассказать  о  своем  объекте  так,  чтобы  все  поняли,  что  имеет  в  виду  говорящий.   Нельзя  называть  свое   слово   и  жестикулировать  руками.

Учимся объяснять образное сравнение.

Придумайте, с чем можно сравнить прическу, одуванчик, снежинку, ласточку, озеро, чащу леса, степь, ветер.

Например:  прическа.

 

 

 

 

 

 

 

Форма:  прическа,  как  взрыв,  как  грива  льва,  как  барашек и т.д.
Прочность: рассыпалась как карточный домик, как песочный кулич, держалась, как из железобетона.
Цвет:  как  из  соломы,  как  воронье  крыло,  как  мореный  дуб.
Красота:  как произведение искусства.

Постарайтесь придумать и к остальным объектам как можно больше сравнений.

Игра   «Вырази мысль другими словами».

Берется  несложная фраза.  Например:  «Нынешнее лето будет очень жарким». Надо предложить несколько вариантов передачи той же мысли другими словами, однако, ни одно слово данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Важно следить, чтобы при этом не искажался смысл высказывания. Упражнение можно проводить с группой детей. Побеждает тот, у кого больше удачных ответов.

Например:

«К августу, вероятно, реки пересохнут».
«В  каникулы, вплоть  до  сентября,  дети  смогут  купаться  и  загорать».

Все эти три высказывания передают одну и ту же мысль. Следует обратить внимание на то, что слова в них не повторяются. Так как количество «использованных» слов увеличивается с каждой фразой, составлять новые фразы становится все сложнее.

Можно использовать следующие фразы:

                   Дождь  начал лить,  как  из  ведра.
                  Зима в этом году была снежной.
                  На капусте появилось очень много вредителей.

Учимся   составлять  слова.

Образуйте  как можно  больше слов из букв слова  «электростанция»  («школьники», «приключения»  и т.п.).  Буквы  не должны использоваться дважды.

Превратить  одно  слово  в  другое.

Например,  слово  «бант»  в  «косу».

Это  можно  сделать  в  5  этапов.  Правила:  на  каждом  этапе  разрешается  менять  только  одну  букву.  Буквы  нельзя  переставлять  местами.   Подбирать  слова  можно  только  из  слов  русского  языка. Бант – коса: бант – рант – рана – раса – роса – коса. Слова:  суп – рак, роза – ваза, рыба – сеть.

Учимся  подбирать  синонимы.

М. Горький  считал, что  у  слова  «хороший»  30 синонимов  (слов  с  таким  же  значением). Попробуй  за  1  минуту  назвать  как  можно  больше  синонимов   слова  «хороший».

Учимся  согласовывать  слова  в  предложении.

Напиши  как  можно  больше  предложений,  в  которых  слова  начинались  бы  с  указанных  букв.

Учимся  придумывать  сказки.

I. Этап – придумать  окончание  или  начало  сказки,   придумать  как  можно   больше  заглавий  к  сказкам   или  рассказам.

II. Этап – сочинение  сказок  по   опорам.

Известный  итальянский  писатель  Дж.  Родари,  обучая  детей  и  взрослых   сочинять  сказки,  выделил  20  элементов  сказочных  историй:

  • Предписание  или  запрет.
  • Нарушение.
  • Вредительство  или  недостаток.
  • Отъезд  героя.
  • Задача.
  • Встреча  с  дарителем.
  • Волшебные  дары.
  • Появление  героя.
  • Сверхъестественные  свойства  противника.
  • Борьба.
  • Победа.
  • Возвращение.
  • Прибытие  домой.
  • Ложный  герой.
  • Трудные  испытания.
  • Беда  ликвидируется.
  • Узнавание  героя.
  • Ложный  герой  изобличается.
  • Наказание  противника.
  • Свадьба.

Придумай  главного  героя,  и  сочини  про  него  сказку   по   элементам.  Для  укорочения  сказки  можно   выбрать  из  всех   элементов  только 6 – 8.  Запиши  сочиненную  сказку.

Учимся  задавать  исследовательские  вопросы.

Игра  «Да – нет».

В  игру  играют  парами  или  группой.

Ребенок  загадывает  какое – либо  существительное  (предмет),  понятие  из  русского  языка,   литературы,  математики,  естествознания   и  пр.

Другие  дети  могут  задавать  ребенку  не  более  15  вопросов,  на  которые   он  отвечает  либо  «да»,   либо  «нет».  Цель  игры – назвать  то существительное,  которое   было  загадано.   Необходимо  стремиться,  чтобы  задаваемых  вопросов  было  как  можно  меньше.  Для  этого  нужно,  чтобы  вопросы  касались  существенных,   категориальных   признаков   того  класса  объектов,  к  которому  принадлежит  это  понятие.

Метод  контрольных  вопросов

облегчает  процесс   творчества.  Так  же  он  позволяет  ребенку  удерживать  общую   логику  рассказа  или   сказки.

Например:  (Кто  это  был?).  Жил – был  зайчик.  (Как  выглядел?)   Он  был  маленький,  беленький  и  очень  одинокий. (Куда  пошел?)  Решил  он  найти  свою  маму. Поскакал  мимо  елочек  на  опушку  леса. (Кого  встретил?)  Вдруг  видит,  навстречу  ему какой – то  зверь  идет  на  длинных  ногах  и  с  большими  рогами  и  т.п.

Придумай  сказку  по  вопросам:

–   Кто  это  был?
–   Как  выглядел?
–   Куда  пошёл?
–   Кого  встретил?
–   Что  ему  сказали?
–   Что  он  ответил?
–   Что  ему  сделали?
–   Какова  была  его  реакция?
–   Чем  вся  история  закончилась?
–   Вывод  или  мораль.

В  эту  игру  можно  играть  вдвоем:  по очереди  то  один,  то  другой  пишут  ответы  на  вопросы.

Учимся  оценивать  событие  с  разных  сторон.

Игра  «Хорошо – плохо». Каждое событие оценивать с  двух   позиций:  с  хорошей  и  плохой. Например:

Постарайтесь   найти  что-то  хорошее  в  таких,  на  первый  взгляд,  неприятных  событиях:

–   Вылет  самолета   задерживается  на  два  часа.
–   Твой  костюм  облили  супом.
–   Учитель  поставил  двойку.
–   Дома  случайно  выбросили   твою  игрушку.

«…   Дети,  вовлеченные  в  определенным  образом  организованную  творческую  деятельность,  сохраняют   интерес  к  поэзии  и  высокохудожественной  прозе  и в подростковом  возрасте  и  позже» (Левин В.А.).

Процесс  стихосложения

вызывает  у  школьников  неподдельный  интерес.  Начинать эту  работу  можно  с  рифмования  слов,  сочинения   чистоговорок.

Сочинение  чистоговорок,  как  правило,  проходит  на  положительном   фоне,  со   смехом,   шутками  и  большим  желанием,  так  как   нет  ничего  страшного,  если  ребенок  ошибется,  ведь  это  экспромт.

Упражняться в стихосложении можно по заданным рифмам.

Например:     ______________   окошко
______________   немножко
______________   мальчик
______________   зайчик

Игра  «Я  начну,  а  ты  продолжи» предполагает досказывание строчек.

Например:

Учитель:   Порхает  и  кружится  на  улице  снежок  …
Сергей:     А  Коля  веселится  с  собакой  Дружок.

Такая  работа  способствует развитию воображения,   чувства   слова,  а  также  служит  хорошим  средством  развития  чувства   юмора.  В  творческих  тетрадях  дети  могут  записывать  стихи,   песни,  загадки,  частушки  собственного  сочинения, сопровождая их иллюстрациями.  Именно  в   этой   работе  дети,  шаг  за  шагом,  открывают  себя,  развивают  свои  эмоциональные творческие  способности.

Особое  место  в   системе   развития  речи  школьника  занимает  сочинение.  Именно  сочинение  высшая  форма  проявления  творческих  способностей  ребенка. Сочинения могут быть нескольких видов: сочинения по началу (придумать развитие сюжета и концовку); сочинения, в которых, наоборот, дана концовка, необходимо придумать начало; сочинение из односложных слов; сочинения, слова которого начинались бы на одну и ту же букву; сочинения по картине; сочинения по заданной теме. Особенно увлеченно работают ученики над следующими темами сочинений: «Если бы я был волшебником», «Приключение кленового листочка в осеннем лесу», «Представьте, что весна не наступила», «Монолог мухомора» и др.

Дети  очень  тонко  чувствуют  и  понимают  прекрасное,  понимают  язык  природы.   Только  надо  научить  их  видеть,  всматриваться  в  жизнь.  Можно  во  время  написания  сочинений  использовать  фрагменты  музыкальных  произведений.

Высокий  эмоциональный  тонус – это  не   украшение  урока,  а   необходимое  условие  развития  литературного  творчества.  Такие  ситуации  могут  «разбудить»   самых   флегматических  детей.  У  ребенка  возникает  творческих  порыв,  и  он  может  выплеснуть  желаемое,  как  говорится,  на  одном  дыхании.  Поток  чувств  окрыляет  ребенка,  дает  возможность  «взлететь».

Чувства  детей  раскрепощены.  Они  откровенно делятся  своими  чувствами  и   переживаниями.  Но  добиться  отклика  в  душе  ребенка – это  полдела.  Вторая  и  основная  задача  научить  школьника  ярко,  красочно  рассказывать  о  переживаемом.

Знакомство с приемом драматизации можно начинать с чтения текстов по ролям и с заданной интонацией. Например: прочти грустно, весело, равнодушно, строго, с мольбой, с презрением, досадой, с возмущением, с насмешкой, удивленно, с интонацией страха, сожаления, торжества, таинственности, растерянности, неуверенности, раздражения, осуждения,сочувствия.

Следующим этапом может быть задание разыграть пословицу: «У семи нянек дитя без глазу», «Семеро одного не ждут», «Один ум хорошо, а два лучше» и др.

Инсценируя, дети изображают, рисуют героев с помощью интонации, мимики, позы, жестов, текста.

Постоянные  упражнения, тренирующие память, внимание, воображение, чистоту речи, управление голосом рождают творческую смелость, веру в свои силы.

Знакомство детей с творчеством одноклассников делает их добрее,  отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему  миру.

Л.С. Выготский  писал: «Конечно, высшие выражения творчества до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чём заключена йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека».

Атмосфера творчества на уроках способствует положительной мотивации процесса обучения, эмоциональной близости учеников и учителя.

Предложенные задания носят не оценочный, а обучающий, развивающий характер. Поэтому основное внимание должно быть обращено на такие качества ребенка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной, самостоятельно мыслящей творческой личности. Это – внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.

Развивать сразу весь комплекс свойств, входящих в понятие «творческие способности», очень сложно. Это длительная, целенаправленная работа, а эпизодическое использование творческих задач, скорее всего, не принесет желаемого результата.

Наиболее подходящей формой для занятий по развитию творческих способностей является проведение специально выделяемых в сетке школьного расписания уроков или факультативных занятий. Достоинствами таких форм занятий являются, прежде всего, достаточный объем, регулярность, а также систематичность и целенаправленность.

Благодарен будет труд учителя, избравшего себе в союзники ученика.

Используемая литература:

1. Выготский  Л. С.  Воображение  и  творчество  в  детском  возрасте.
2. Заика   Е.В.  Комплекс   интеллектуальных  игр  для  развития  мышления учащихся. //
Вопросы психологии.
3. Левин В.А. Воспитание творчества.
4. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей.

 

Интересно почитать:

Путешествие по сказкам
Воспитанный ли ты (сын или дочь)?
Учим песни о России


06 Декабрь 2011.   Комментарии: 0.    Размещено в Русский язык

Оставить комментарий или два



Подписка на блог

RSS YouTube

Получайте новости на e-mail

Архивы

Опрос

Согласны ли Вы, что изучение основ православной культуры (ОПК) в школе может способствовать духовно-нравственному развитию ребенка?

Результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Партнеры

Праздники

Православные праздники

Красота Божьего мира

Облако тегов

Комментарии

  • Загрузка...

Фраза дня

Статистика


Проверка сайта