Православие и казачество

Казаки были ревностные последователи православия. Одной из первых забот по занятии черноморцами края было желание образовать свое духовное сословие, устроить храмы и монастыри.

Екатерининская церковь  в Екатеринодаре. Построена в 1814 г.

С этой целью, по словам г. Короленко, еще Антон Головатый послал семь избранных казаков к Феодосийскому епископу Иову, прося его посвятить шестерых во священники и одного во дьякона; Иов, не имея на это раз­решения от синода, посвятил только двух казаков во священ­ники. Скоро затем было выхлопотано войском разрешение строить церкви и назначать духовенство. Благодаря этому казаки из своей же среды образовали собственное духовное сословие, известное и до настоящего времени под именем «свого чорноморьского» в отличие от пришлого — «московско­го». По примеру Запорожской Сечи, содержавшей на свой счет Киевский Межигорский монастырь, черноморцы уст­роили Екатерино-Лебяженскую Николаевскую пустынь, а еще позже был основан Мариинский женский монастырь,

Но казачье православие по-прежнему сохраняло некоторую специфику, соединяя христианство и воинские традиции. Основой для такого сочетания служили слова Господа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Иоанн. 15,13). Поэтому в хате на одной стене висели иконы и оружие. Казачьи монастыри, как и раньше, служили пристанищем увечных воинов. А в женские монастыри уходили вдовы, чьи мужья не вернулись из походов. Кстати, весьма красноречивая деталь — в отличие от Центральной России, казачьи монастыри никогда не пользовались трудом крепостных.
Особым было и положение священников. Они являлись важными фигурами казачьей общины, обязательно присутствовали на станичных кругах, могли даже прервать их, хотя сами права голоса не имели. Следили за нравственностью прихожан, вели учет родившихся, женившихся, умерших. Выполняли и функции медиков, санитарного контроля. Но со священниками, присылаемыми извне и не знающими казачьей среды, возникали трудности. И их старались готовить из своих. Кандидаты обучались при монастырях и посылались для рукоположения в епархию.

1796г.- открытие Екатерино-Лебяженской Свято-Николаевской пустыни.

Середина и вторая половина XIX в. ознаменовалась массовым строительством православных храмов на Кубани и Ставрополье. Если в 1842 г. Кавказской области насчитывалось 126 церквей и 180 приютов, то в начале XX в. в Кубанской области числилось 363 церкви (каждая из которых 7 было каменной или кирпичной), в Ставропольской губернии около 300 храмов и церквей, а также 13 монастырей.

Особенностью архитектурного строительства храмов на юге России являлось то, что главные соборы были спроектированы и построены в русско-византийском стиле, где элементы русского храмоздания сочетались с элементами византийской архитектуры. Кроме основных, величественных культовых зданий, строились скромные, как правило, деревянные церкви, которые имели свое назначение (могли быть домовыми, приходскими, кладбищенскими), но нередко совмещали в себе некоторые из этих функций. Со временем храмы превращались в своеобразный очаг духовной жизни казаков и крестьян, становились хранилищем военных регалий. Помимо культовой они выполняли и общественную функцию, звоном колокола собирая всех жителей крепости и солдатских поселений на общий сход.

Докладная записка войскового архитектора Е.Д. Черника об окончании строительства церкви во имя Всех Святых на Екатеринодарском кладбище (1851 г.)

С конца XVIII до начала XX вв. храмы и монастыри были духовной силой в деле освоения южных пределов Российской империи. На них возлагалась роль центров православного вероисповедания.

Воскресенская церковь в г. Екатеринодаре. Построена в 1892 г.

В монастырях аккумулируется духовный опыт русского народа, который помогал жить в согласии с законами духовной и светской жизни.

Нужно отметить, что существует много исследований, посвященных тематике строительства и деятельности монастырей на Северном Кавказе. Из них наиболее подробно была рассмотрена Свято-Александро-Афонская Зеленчукская пустынь, которая открылась с благословения Синода в 1889 г. Основание этой обители было вызвано особыми причинами – желанием сохранить и восстановить древнейшие христианские храмы Кавказа, способствуя распространению христианства среди местных жителей.

Во  второй трети XIX века в облике кубанских городов стали проявляться черты классицизма. Примером может служить каменная церковь во имя Божьей Матери всех скорбящих, построенная в 1837-1842 гг. в Екатеринодарской богадельне. Она отразила характерные особенности городской архитектуры эпохи позднего классицизма.

 

Литература:

Очерки по истории Кубани с древнейших времен по 1920 гг. под редакцией профессора В.Н. Ратушняка.

Трехбратов Б.А. История Кубани Краснодар, 2000.

Интересно почитать:

Дети и красивая птица
Обобщение по разделу: «Произведения А.С. Пушкина»
Старая казачка


23 Январь 2011.   Комментарии: 0.    Размещено в ОПК

Оставить комментарий или два



Подписка на блог

RSS YouTube

Получайте новости на e-mail

Архивы

Опрос

Согласны ли Вы, что изучение основ православной культуры (ОПК) в школе может способствовать духовно-нравственному развитию ребенка?

Результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Партнеры

Праздники

Православные праздники

Красота Божьего мира

Облако тегов

Комментарии

  • Загрузка...

Фраза дня

Статистика


Проверка сайта