День воинской славы России

Санкт-Петербург – Петроград – Ленинград – Санкт-Петербург

Так назывался этот город в разные периоды своей истории.  Не думал российский император Петр I, основавший в 1703 году город-крепость Санкт-Петербург в устье реки Невы, что через два с половиной века его детищу придется пережить 900 страшных дней и ночей, которые назвали суровым словом «блокада».

В июне 1941 года началась Великая Отечественная война. В сентябре 1941 стало ясно: врагу удалось окружить город. Немцы близко подошли к Ленинграду. Они могли обстреливать из пушек все ленинградские улицы. А немецкое радио кричало на весь мир: «Ленинград в блокаде!»

Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город. Падали на землю убитые, полыхали пожары. На стенах домов – надписи: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна!»

Но ленинградцы в октябре 1941 еще не знали, что их ждет.

Люди подверглись величайшему испытанию голодом, холодом, ежедневными многоразовыми обстрелами, смертью близких на глазах семьи, муками детей.

Много детей оставалось сиротами. Бывало так: «Открыли дверь – стоит кровать. Мать лежит мертвая.  А ребенок – ему года полтора – живой, по ней ползает» (из воспоминаний Дмитриевой М. И.,  работницы соцзащиты).

Этих малышей сдавали в детский приют для осиротевших детей. Удивительно, как они оставались живыми в тех чудовищных условиях?

Страшная была зима 1941-1942 года. Это первая блокадная зима в огненном кольце, в тисках беспощадного голода, без топлива, воды, электричества.

В булочных города – норма выдачи хлеба: рабочим и инженерно-техническим работникам – 250 граммов, служащим – 125 граммов, иждивенцам – 125 граммов, детям – 125 граммов. А кипяток был на вес золота (не в смысле денег).

Но город жил. Удивительно, но работали заводы, на которых делали снаряды, выполняли заказы для фронта. Композитор Дмитрий Шостакович сочинял музыку, поэтесса Ольга Берггольц писала поразительные, берущие за душу стихи. Работал радиокомитет, стучал метроном.  «Я думаю, что никогда больше люди не будут слушать стихи так, как слушали стихи ленинградских поэтов в ту зиму голодные, опухшие, еле живые ленинградцы»,- писала Берггольц.

Ленинград не сдавался. Голодные, больные ленинградцы не прекращали работу.   Они выпускали мины, снаряды, гранаты, ремонтировали танки и орудия. Рядом со взрослыми работали дети.  Они заменили у станков  отцов и старших братьев.

Из письма  Феди Быкова отцу на фронт. «Дорогой папа! Я теперь не учусь в школе, а работаю на заводе. У нас в цехе много ребят, мы учимся работать на станках. Наш мастер дядя Саша говорит, что мы своей работой поможем отстоять Ленинград от проклятых фашистов. А мама работает тоже, только в другом цехе, где делают мины. Дорогой папа! Я все время  хочу есть, и мама тоже все время хочет есть. Потому что хлеба теперь дают мало, мяса вовсе нет и масла не бывает. Дорогой папа! Бей фашистов! Остаюсь твой сын, рабочий завода № 5 Федор Быков».

Блокадные дневники – это особая память о войне, об ужасах блокады.

Дневник Тани Савичевой – трагическое свидетельство гибели целой семьи. Читая эти странички, невозможно удержаться от слез, оставаться бесстрастным.

Осталась одна Таня… Девочку вывезли на Большую землю, но в марте 1945 года ее не стало. Перед смертью она не видела солнца: ослепла, заболев туберкулезом.

За годы блокады погибло, по разным данным, от 400 тысяч до 1,5 млн. человек. Многие ленинградцы нашли последний приют и вечный покой на Пискаревском кладбище.

9 мая, в День Победы,  и 27 января, в день снятия блокады, тысячи ленинградцев идут на Пискаревское кладбище. Идут семьями и в одиночку, старые и молодые. Люди кладут на могильные плиты цветы, конфеты, папиросы, маленький кусочек хлеба – те самые «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам».

На мраморе мемориала высечены слова Ольги Берггольц:

ИХ ИМЕН БЛАГОРОДНЫХ МЫ ЗДЕСЬ ПЕРЕЧИСЛИТЬ НЕ СМОЖЕМ:
ТАК ИХ МНОГО ПОД ВЕЧНОЙ ОХРАНОЙ ГРАНИТА.
НО ЗНАЙ, ВНИМАЮЩИЙ ЭТИМ КАМНЯМ:

НИКТО НЕ ЗАБЫТ И НИЧТО НЕ ЗАБЫТО!

Литература:
Бергольц О.  «Ленинград».
Ковальчук В.  «Ленинград и большая земля».
Кунин М. «Ленинград».

Автор презентации – Несучкина Н.В., Камерная М.А.
СКАЧАТЬ

Видеоролик из сети «Internet»

СКАЧАТЬ

P.S. 27 января на классном часе я рассказала своим ученикам некоторые факты из истории блокадного Ленинграда. В глазах детей стояли слезы, мой голос несколько раз срывался от переполнявших душу чувств и эмоций. Потом в голову пришла мысль: а нужно ли детям знать об этих ужасах, не травмирую ли я детскую психику? Но нравственные выводы сделали сами дети. Ребята говорили о том, что им посчастливилось родиться и жить в мирное время, что это счастье иметь родителей, дом, друзей, как здорово, что мы не голодаем. И все это благодаря, в том числе, жителям Ленинграда, не сдавшим свой город врагу.

Интересно почитать:

Урок гражданственности и патриотизма «Сирень Победы»
Море - чудо природы! Береги его!
Не предавший веры…


27 Январь 2012.   Комментарии: 0.    Размещено в Материалы к классному часу

Оставить комментарий или два



Подписка на блог

RSS YouTube

Получайте новости на e-mail

Архивы

Опрос

Согласны ли Вы, что изучение основ православной культуры (ОПК) в школе может способствовать духовно-нравственному развитию ребенка?

Результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Партнеры

Праздники

Православные праздники

Красота Божьего мира

Облако тегов

Комментарии

  • Загрузка...

Фраза дня

Статистика


Проверка сайта