Духовно-нравственное воспитание школьников

Понятие «нравственность» в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова трактуется как  «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами» [2].

Бесспорно, ключевыми словами воспитания школьников, в основе которого лежат духовные и нравственные ценности, единые и общие для всех россиян вне зависимости от их отношения к религии и религиозной принадлежности, являются слова: гражданин, гражданственность, гражданское воспитание и образование. Это общее воспитание школьников подразумевает и воспитание российского патриотизма, единого исторического сознания, правосознания и политической культуры, познание истории и традиций нашего государства.

Национальный воспитательный идеал всегда имел конкретно-исторический характер и соответствовал условиям определенной эпохи.

Конец прошлого и начало нынешнего века — особое время в российской истории и образовании. Этот исторический период порождает собственный педагогический идеал. Современный национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа [1].

В Законе «Об образовании» понятия «духовно-нравственное развитие обучающегося» понимается как педагогически организованный процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности обучающегося, развития его способности сознательно выстраивать отношения к себе, своей семье, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом на основе принятых моральных норм и нравственных идеалов.

Определение духовно-нравственного воспитания как ключевой задачи современного образования существенно меняет наше, сложившее в последние годы представление о школе как учреждение, где можно получить образовательные услуги, новую информацию, а затем – и аттестат об образовании.

Все больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.

Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

– нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

– нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);

– нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению   самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

– нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности).

Несомненно, воспитание детей должно строиться с учетом социокультурных особенностей в каждом отдельном регионе России, местности, микросоциуме [3].

Велико значение начальной школы в становлении и развитии личности ребенка. Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.

Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы, помогать ребенку продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор[1].

Эффективной, на мой взгляд и взгляд многих педагогов, формой социализации, духовно-нравственного, патриотического воспитания  школьников является их добровольное участие в деятельности классов и групп казачьей направленности. Такое участие позволяет детям осваивать различные социальные роли, получать опыт общественно значимого нравственного поступка.

При комплектовании первых классов в нашей школе достаточно большое количество родителей пожелали, чтобы их дети обучались  в классах, в которых педагоги будут вести факультативные курсы «Основы православной культуры» и «Традиции и быт кубанских казаков». На вопрос анкеты «Почему вы решили отдать ребенка в класс казачьей направленности?» многие родители отвечали: чтобы приучался к порядку и дисциплине, у нас в семье дедушка и папа – казаки, при изучении православной культуры плохому не научат.

Традиционные духовно-нравственные ценности казачества неразрывно связаны с  православием.

Ведь «Кодекс чести казака» гласит:

«Казак! Будь благочестив и богомолен. Не забывай Отца твоего небесного, и Он не оставит тебя в трудную минуту, ободрит и поддержит, наставит на путь истинный. Не забывай Церковь Православную. Посещай и поддерживай храмы. Шесть дней посвяти трудам и себе. Седьмой – Богу. «Без бога не до порога». Если сомнение коснулось твоей души, и ты не знаешь, как поступить, поступай по обычаю своего народа и Вере предков. Помни! Казачий обычай всегда скреплял семью, общину и все Казачество».

Ребята понимают, что обучение в классе казачьей направленности не формальность, а они не просто школьники. Чтобы достойно нести звание «казачонок Кубани»», нужно научиться выполнять поручения, держать ответ перед товарищами за свою проделанную работу, говорить правду, поступать по справедливости.

При более глубоком изучении истории, традиций, быта казаков в классах казачьей направленности дети осознают свою принадлежность к определенной культурной среде, а через примеры казачьего прошлого и настоящего своей семьи, поселка, города, края, формируются любовь к родной земле, гордость за принадлежность к казачьему роду.

Если забудем своих предков, их обычаи, их культуру, можем вскоре забыть – кто мы такие сами, где наш дом, где мы родились, где наша родина. О таких людях говорят: «Иваны, не помнящие родства».

Казачьи пословицы гласят: «Где враг, там и казак», Казак без службы не казак», «Мужик врага ждет, а казак врага ищет», «Где казак, там и слава». Несомненно, в этих пословицах отражены доблесть и мужество казаков, их готовность пожертвовать собой ради своего Отечества. Русская земля всегда славилась защитниками. Знакомясь с понятием «жертвенная любовь», дети осознают, что значит жертвовать собой (отдавать жизнь), защищая Родину и христианскую веру.

Об участии членов своих семей в войнах (Великой Отечественной, Афганской, Чеченской) ребята собирали материал в рамках проекта «Казаки – воины моей семьи». Казачата оформили страницы для «Книги мужества». Эта идея понравилась учителям и ребятам других классов. И в течение уже нескольких лет ежегодно пополняется новыми страницами общешкольная «Книга мужества». Сейчас в ней более 80 фамилий.

Безусловно, пробуждение гражданственности, духовности, патриотизма происходит через приобщение ребят к народной культуре, обычаям, традициям; через организацию поисковой, исследовательской деятельности; через песню.

Когда жители нашего поселка смотрят на казачат мужественно или проникновенно поющих «… Мы – священная Русь, мы – опора Державы. Мы с тобой – казаки…», «…О героях не забываем, край любимый мы величаем…» или песню «День Победы» во время митингов или различных праздничных мероприятий, то у многих наворачиваются слезы от гордости за подрастающее поколение.

К сожалению, в современном мире дети зачастую чувствуют себя незащищенными. Поэтому важно, чтобы у каждого ребенка был «внутренний стержень» – сила, которая оградит его от дурного влияния среды и необдуманных поступков.

Среди молодежи сложилось представление, что смысл жизни заключается лишь в потреблении материальных благ и удовлетворении своих интересов. Поэтому педагоги стремятся сформировать у ребят понимание важности морали; нравственного самосознания (совести); выработать стимулы дальнейшего нравственного развития; милосердие и любовь к людям; патриотизм, гражданственность; приверженность традициям.

Используемые источники:

1. Данилюк  А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция   духовно-нравственного  воспитания российских школьников.

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2008.

3. Шевченко Л.Л. Православная культура. Методическое пособие для учителя. М., 2006.

Интересно почитать:

Притча о погорельцах
Осень – рыжая подружка…
В чем сила святой воды?


09 Июль 2012.   Комментарии: 0.    Размещено в Мастерская учителя

Оставить комментарий или два



Подписка на блог

RSS YouTube

Получайте новости на e-mail

Архивы

Опрос

Согласны ли Вы, что изучение основ православной культуры (ОПК) в школе может способствовать духовно-нравственному развитию ребенка?

Результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Партнеры

Праздники

Православные праздники

Красота Божьего мира

Облако тегов

Комментарии

  • Загрузка...

Фраза дня

Статистика


Проверка сайта