Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического образования и воспитания в классах казачьей направленности

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 61

 

                                                   УТВЕРЖДЕНО:

                                                   протокол педсовета

                                                  от «____» ____________20__г. № ____

                                                  Директор МБОУ СОШ № 61

                                                 ________________________ Е.Н. Жирма

                                                  

ПРОГРАММА

             духовно-нравственного и  гражданско-патриотического образования и воспитания в классах казачьей направленности

Срок реализации: 9 лет (1- 9 классы)

                            Возраст обучающихся:  7 – 16 лет

                                             Составитель:   Камерная М.А.

Краснодар,    2012

_____________________________________________________________________________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                                                                 Не забывайте рода своего, прошлого своего,
изучайте своих дедов и прадедов
работайте над закреплением их памяти.
П.А. Флоренский

Кардинальные политические, социокультурные, экономические изменения в Российской Федерации, произошедшие за последние десятилетия, обусловили и предопределили необходимость качественной и структурной  переоценки состояния и содержания образования на всех ступенях и направлениях деятельности современных образовательных учреждений, переосмысления всех духовно-нравственных ориентиров и ценностных установок, используемых в образовательной системе в целом.

В настоящее время налицо факт деградации духовных, нравственных ценностей. Итогом стало значительное «омоложение» преступности. Для преодоления нравственного кризиса среди молодежи, которая является неотъемлемой частью нашего общества, необходим целый комплекс средств традиционной и народной педагогики (этнопедагогики).

Национально-культурные традиции, их позитивное влияние на духовно-нравственное воспитание, интеллектуальное и творческое развитие школьников как нигде лучше всего может проявиться в учебно-воспитательном процессе школы через организацию деятельности классов казачьей направленности. Это и определяет актуальность программы духовно-нравственного и гражданско-патриотического образования и воспитания учащихся классов казачьей направленности (далее Программы), разработанной в МБОУ СОШ №61 г. Краснодара.

Программа – документ, регламентирующий комплексную работу школы.

Основной целью Программы является воспитание человека и гражданина на основе историко-культурных традиций казачества, формирование духовной зрелости, высокой нравственности и готовности к службе Отечеству на военном и гражданском поприще.

Для достижения основной цели выполняются следующие задачи:

– создание в МБОУ СОШ № 61 условий для организации образовательного процесса на основе историко-культурных традиций кубанского казачества;

– обеспечение непрерывного характера воспитательного воздействия, основанного на историко-культурных традициях кубанского казачества, на участников образовательного процесса;

– воспитание патриота Кубани, знающего, любящего, бережно относящегося и приумножающего ее культуру, природу, традиции;

– воспитание у учащихся высоких духовно-нравственных качеств: милосердия, доброты, отзывчивости, уважительного отношения к старшим, честности, искренности;

– формирование умения правильно определять жизненные приоритеты, ориентируясь  на  традиционные  духовно-нравственные ценности;

– формирование потребности в здоровом образе жизни, занятиях спортом, участиях в оздоровительных мероприятиях;

– выработка у учащихся активной жизненной позиции, сознательной дисциплины, мотивации на учебную деятельность.

– работа с родителями по пропаганде использования в семейном воспитании историко-культурных традиций кубанского казачества;

– установление и развитие сотрудничества образовательного учреждения с казачьими обществами Кубанского казачьего войска;

– организация казачьих смен в детском пришкольном лагере.

Нормативно-правовой базой создания и функционирования в МБОУ СОШ №61 классов казачьей направленности служат:

– Приказ ДОН от 14.12.2004 г. № 01.8/2228 «Об утверждении обязательного минимума содержания образования по кубановедению»;

– Приказ ДОН от 18.06.2006 г. № 01.5/2328 «О повышении качества преподавания кубановедения в 2006-2007 учебном году в общеобразовательных учреждениях края»;

– Приказ ДОН от 18.05.06 г. № 01.5/329 «О введении с 2006-2007 учебного года в общеобразовательных учреждениях Краснодарского края регионального учебного предмета «Основы православной культуры»

– Приказ ДОН от 24.11.2010 г. № 3894 «Об утверждении Положения о классах и группах казачьей направленности в образовательных

Основные общеобразовательные программы начального общего и основного общего образования (соответствующие классу (классам) казачьей направленности) обеспечивают реализацию федерального образовательного стандарта с учетом образовательных потребностей и запросов учащихся и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), другие материалы, обеспечивающие качество подготовки, а также духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся.

Дополнительные образовательные программы, целью которых является изучение учащимися истории и культуры казачества, подготовка несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще, несению государственной службы российского казачества, адаптация к жизни в обществе, ведутся и определяются региональными программами учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и (или) рабочими программами, разрабатываемыми общеобразовательным учреждением.

В 1-4 классах реализация образовательных программ казачьего компонента может осуществляться за счет часов внеурочной деятельности основной образовательной программы образовательного учреждения, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, или как программа дополнительного образования.

В 5-9 классах – образовательные программы казачьего компонента реализуются за счет часов школьного компонента учебного плана, как программы дополнительного образования и кружковой работы.

Воспитательная работа в общеобразовательном учреждении является частью образовательного процесса и одним из основных видов деятельности казачьего класса.

Направления работы в классах казачьей направленности:

• военно-патриотическая работа;

• духовно-нравственное образование и воспитание;

• спортивная и культурно-массовая работа;

• взаимодействие с ветеранами войны и труда,  казачьим обществом Каширинского куреня, священниками Свято-Георгиевского храма х.Ленина, родителями учащихся.

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ 

В КЛАССАХ КАЗАЧЬЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

К содержанию образования в классах казачьей направленности относится  реализация следующих учебных дисциплин:

С учетом возрастных особенностей учащихся  начальной и основной школы при реализации содержания образования в классах казачьей направленности используются следующие учебно-методические комплекты (см. таблицу):

Характеристика учебных тем  «Кубановедения» в начальной школе, раскрывающих особенности истории и культуры кубанского казачества

Количество часов внутри программы перераспределено с целью увеличения количества часов на изучение данных тем.

1 класс:

«Моя семья»: исследование своей семьи, кто в семье является казаком, как зовут, какие они по характеру, их любимые занятия и увлечения.

«Семейные традиции»: семейные традиции, связанные с казачьими праздниками, обычаями.

«Знакомство со школой»: связь с историей казачества, связь школьных и казачьих традиций.

«Родной город (станица, хутор)»: улица, на которой я живу,  главный город края, основание родного города (станицы, хутора), связь истории родной улицы с историей казачества.

«Достопримечательности»: достопримечательности родного города (станицы, хутора), связанные с историей казачества.

«Труд людей моей местности»: труд казаков.

 

2 класс:

«Гимн. Герб. Флаг»: изучение гимна, флага, герба Краснодарского края, своего района, исследование, как они соотносятся с историей казачества.

«Животные Краснодарского края»: значение животных для казачьих семей, конь – верный друг казака.

«Труд и быт жителей Кубани»: труд знаменитых казаков своего района в различное время года, трудовые династии, строительство жилищ казаками, особенности их строения, православные храмы, традиционные православные праздники, почитаемые казаками, промыслы и ремесла, которыми владеют казаки, живущие в районе, кубанская кухня, традиционная в казачьих семьях.

«Семья»: уклад казачьей семьи, кубанский говор, семейные казачьи традиции.

«Населенные пункты»: названия города, улиц, связь их с историей и бытом казачества.

 

3 класс:

«Красота окружающего мира»: казачья тематика в произведениях талантливых людей.

«Лента времени»: исторические события, связанные с жизнью казаков на Кубани.

«История на карте»: переселение казаков.

«Основание городов и станиц»: образование городов и станиц, особенности казачьих поселений, православные храмы, история которых связана с казачеством.

«С верою в сердце»: значение веры для казака, устройство православного храма, правила поведения в храме.

«История Кубани в символах»: значение символики для казака.

«Твоя родословная»: составление родословной, определение казачьих корней.

«Ты и твое имя»: изучение своего имени, православные святые – покровители имени, именины.

«Из истории кубанских фамилий»: казачьи фамилии, распространенные фамилии твоей местности, связь истории казачества с фамилией твоего рода.

«Кто ленится, тот не ценится»: значение труда для казаков, казачьи сказки, сказы и др., связанные с трудом казака.

«Кубанские умельцы»: промыслы и ремесла, распространенные в казачьих семьях.

«Народные обычаи и традиции»: традиции и обычаи, распространенные в казачьих семьях.

«Казачий фольклор»: фольклор, кубанский диалект, казачьи игры.

 

4 класс:

«История в архитектуре»: отличие уклада казачьего жилища.

«Вещи рассказывают о прошлом»: вещи, рассказывающие о быте и истории казаков.

«Народные ремесла»: казаки–ремесленники, знаменитые мастера своего района.

«Одежда жителей Кубани»: отличительные особенности казачьей формы, одежды казачки, современная одежда казаков.

«Как изучают историю Кубани»: современные исследования жизни казаков на Кубани.

«Обычаи и праздники народов, живущих на Кубани»: традиции казаков.

«Устная история родного края»: история образования Государственного Кубанского хора, устное народное и современное творчество, связанное с историей и бытом казаков.

«Екатеринодар-Краснодар»: знаменитые казаки, сделавшие вклад в образование и развитие Екатеринодара – Краснодара.

«Символика Краснодарского края»: символика районов, связанная с историей казачества на Кубани.

«Просветители земли кубанской»: образовательные учреждения для обучения казаков – история и современность.

Краткая характеристика используемых программ

«Православная культура». Автор: Шевченко Л. Л. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008

Программа рассчитана на 9 учебных лет (программа основной школы), по 34 учебных часа на каждый год соответственно.

Содержание программы начальной школы (1-4 годы обу­чения) закладывает основы общих представлений о православ­ной культуре, основы познания ребенком связей культуры России с традициями православной культуры.

Содержание программы для основной школы (5-9 годы обу­чения) углубляет познание связей современных школьников с традициями  православной культуры. Закладываются основы иерархии христианских ценностей мировоззренческого плана.

«История и культура кубанского казачества» 1-4 классы. Авторы: Мирук М. В., Еременко Е. Н., Чуп О. В., – Краснодар: Традиция, 2009

Данная программа рассчитана на 4 года обучения. Каждый год обучения состоит из 36 учебных часов, на каждый тематический блок отводится по 4 учебных часа (всего 8 блоков), остальные 4 учебных часа педагог ис­пользует для проведения вводного занятия, занятий обоб­щающего типа, подготовку к внеклассным мероприятиям. Занятия проводятся в течение 1-го часа 1 раз в неделю.

Данная образовательная программа объединила в своем содержании основы истории, традиционной и православ­ной культуры кубанского казачества.

Цель данной программы – формирование начального представления о кубанском казачестве, ориентация в многообразии исторических и культурных традиций кубанского казачества, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся.

«История кубанского казачества». Авторы: Ратушняк В. Н., Ратушняк О. В., Мирук М. В.,- Краснодар: Традиция, 2006

Программа рассчитана на 5 учебных лет, по 34 учебных часа на каждый год соответственно. Предлагаемый к изучению курс включает две части, соответствующие возрастным возможностям учащихся; при этом авторы учли взаимосвязь с базовыми предметами школьной программы – историей России и кубановедением. Первая часть курса (для учащихся 5-7-х классов) дает общее представление о кубанском казачестве и в значительной мере посвящена изучению традиций и войсковых праздников кубанского казачества. Это объясняется тем, что в указанных классах в рамках общеобразовательных программ школьники изучают историю России с древнейших времен до конца XVIII века. Вторая часть программного материала, адресованного учащимся 8-9-х классов, охватывает собственно историю кубанского казачества, включая его предысторию и современный этап возрождения Кубанского казачьего войска и казачьих традиций. На уроках базовых дисциплин в это время изучается история страны и нашей малой родины XIX – начала XXI веков.

Цели курса – способствовать формированию образовательного пространства, воздействующего на развитие личности патриота Кубани на основе изучения исторически сложившихся традиций кубанского казачества и методов духовно-нравственного, психологического, гражданского и военно-патриотического воспитания.

Залог успеха в работе по настоящей программе в том, чтобы занятия были пронизаны творческим началом, инициативой учащихся, исследованиями, эмоциональным началом.

«Фольклор кубанского казачества». Авторы: Бондарь Н. И., Жиганова С. А., Мирук М. В., Чуп О. В.,- Краснодар: Традиция, 2007

Программа рассчитана на 5 учебных лет, по 36 учебных часов на каждый год соответственно. Основой содержания данной программы является фольклор, к которому современные исследователи относят не только образцы устного художественного творчества (песни, сказки, пословицы и поговорки и т.д.), но и явления их контекста: обряды и ритуалы, праздники, обычаи, формы организации труда и отдыха, социальные и нравственные нормы и др. Данная образовательная программа включает в свое содержание весь спектр традиционной кубанской казачьей культуры. Она разработана на основе крупнейшей в крае коллекции архивных и полевых фольклорно-этнографических материалов, а также теоретических разработок ведущих исследователей НИЦ ТК ГНТУ «Кубанский казачий хор».

Цель данной программы – создание  представления о фольклоре и традиционной культуре кубанского казачества у учащихся как целостной многофункциональной системы жизнеобеспечения народа.

Основными тематическими разделами программы являются: «Кубанское казачество: устройство общества»; «Занятия кубанских казаков»; «Дети в традиционной культуре кубанских казаков»; «Календарный праздник глазами ребенка»; «Дети и фольклор»; «Календарные обряды и обрядовый фольклор кубанских казаков»; «Обряды жизненного круга и обрядовый фольклор»; «Молодежь в традиционной культуре кубанских казаков»; «Мужской мир кубанского казачества»; «Женский мир кубанского казачества»; «Субкультура «особых» людей (профессии и ремесла, сиротство, вдовство, инвалидство)»; «Система ценностей кубанского казачества»; «символика традиционной культуры Кубани».

Занятия по данной программе органично сочетают в себе элементы обучения с развитием художественно-творческих способностей, которые в той или иной мере свойственны всем детям и подросткам. В программе описана рекомендуемая практическая часть занятий. Она связана с совершенствованием индивидуальных творческих способностей ребят. Задания в каждой теме адаптированы к возрасту детей и построены с учетом их интересов, возможностей и предпочтений.

В данной программе заложен большой воспитательный потенциал. Во время обучения дети знакомятся с лучшими образцами кубанского казачьего творчества, имеют возможность творческого самовыражения, осознают свою значимость в коллективе.

Значительная часть содержания образования в классах казачьей направленности реализуется также через систему воспитательных мероприятий, направленных на возрождение духовных, исторических и военно-патриотических традиций кубанского казачества.

НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ, ФОРМЫ И  ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Военно-патриотическая работа

Изучение Конституции Российской Федерации, получение знаний об основных правах и обязанностях граждан России, о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о символах государства Флаге, Гербе России, о флаге и гербе Кубани.

Получение системных знаний по истории казачества в России и за рубежом, воссоздающие казачество как целостную, исторически развивающуюся форму государственной и народной жизни в процессе изучения гуманитарных учебных предметов, факультативных курсов, посещения музеев и выставок, подготовки учебно-исследовательских проектов, участия в проведении семинаров, торжественных и памятных мероприятий, посвященных истории казачества и т.д.

Знакомство с героическими страницами истории России и Кубани жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения учебных дисциплин).

Получение знаний о роли казачества в решении основных задач гражданской обороны, государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, овладение навыками поведения в опасных ситуациях в соответствие с традициями казачества в процессе изучения курса ОБЖ, проведения военно-спортивных и иных мероприятий.

Получение знаний о назначении, составе, традициях казачьих войск в служении, об основных видах военно-профессиональной деятельности казаков, особенностях прохождения ими военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы, требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовки в процессе изучения ОБЖ, гуманитарных дисциплин, встреч с военнослужащими казаками, проведения казачьих военных лагерей и иных мероприятий.

Знакомство с важнейшими событиями в истории России и Кубани,  содержанием и значением государственных и региональных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам).

Организация и проведение конференций, «круглых столов», иных мероприятий о патриотизме, любви и служении Родине, казачеству, получение системных знаний о выдающихся казаках, национальных героях, видных деятелях российской истории, желание следовать их примеру.

Создание видеофильмов, историко-литературных альманахов, подготовка стендовых докладов, слайдовых презентаций, посвященных культурно-историческому прошлому казачества, России, национальным героям, ветеранам войны и труда; реализация проектов краеведческого содержания, изучение истории казачества, страны, родного края, оказание помощи в восстановлении памятников культуры.

Участие в подготовке и проведении  экскурсий, походов по местам боевой славы, казачьих ритуалов, мероприятий по увековечиванию памяти казаков, погибших при защите Отечества, сохранении и развитии музеев казачества, встреч с ветеранами Великой Отечественной Войны, Вооруженных сил РФ, участниками вооруженных конфликтов, проведении бесед, тематических вечеров, читательских конференций по военно-патриотической тематике, просмотр и обсуждение фильмов о подвигах российской армии, защитниках Отечества, участие в организации игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности.

Активное участие в организации, осуществлении и развитии классного и школьного  самоуправления: участие в принятии решений руководящих органов образовательного учреждения; решение вопросов, связанных с самообслуживанием, поддержанием порядка, дисциплины, дежурства.

Получение системных представлений о  деятельности органов охраны правопорядка, участие во встречах с представителями правоохранительных органов, добровольное участие в мероприятиях по поддержанию общественного порядка.

Осуществление подготовки и проведение в образовательном учреждении акций, творческих дел, посвященных государственным праздникам Российской Федерации, памятным датам Кубани.

Духовно-нравственное образование и воспитание

Получение систематических знаний о Православии в процессе изучения курса «Основы православной культуры», проведение олимпиад и конкурсов православной направленности, организации  экскурсионно-паломнических поездок, трудовых и социально-благотворительных  акций.

Получение системных представлений об исторической и современной деятельности Русской Православной Церкви, организации и задачах православных приходов, знакомство с их деятельностью, проведение христианских праздников.

Получение систематических знаний о православной культуре, ее влиянии на историческое развитие светской и национальных культур в процессе изучения гуманитарных учебных предметов, проведения олимпиад и конкурсов по духовно-нравственной и культурологической тематике.

Получение систематических знаний о глубокой связи казачества и православия.

Участие в создании фильмов, выпуске газет, брошюр, календарей,  проведении семинаров и других мероприятий, освещающих разнообразные аспекты духовного краеведения, рассказывающих о местных православных святынях.

Систематическое участие в организации и проведении мероприятий и праздничных акций православной  духовно-нравственной направленности, православных чтений, Дней православной культуры, лекториев, в демонстрации и просмотре документальных, художественных, учебных фильмов православного содержания.

Получение опыта общественно значимой деятельности, православного социального служения посредством участия в общественно полезном труде в помощь школе, городу, поселку, родному краю, в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе.

Получение системных представлений о духовно-нравственных взаимоотношениях в православной казачьей семье, расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения бесед о семье, ее христианских духовных основах, о родителях и прародителях, открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями и т.д.)

Спортивная и культурно-массовая работа

Получение представления о здоровье, здоровом образе жизни, природных возможностях человеческого организма, их обусловленности экологическим качеством окружающей среды (в ходе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых и тренинговых программ, уроков и внеурочной деятельности).

Участие в пропаганде экологически сообразного здорового образа жизни – проведение бесед, тематических игр, театрализованных представлений для учащихся младших казачьих классов, сверстников, населения. Просмотр и обсуждение фильмов, посвященные разным формам оздоровления.

Приобретение навыков и умений по военно-физической подготовке и спортивному совершенствованию, овладевают казачьими видами спорта в процессе проведения занятий по физической и военной подготовке, участия в деятельности казачьих военно-патриотических клубов, спортивных секций, спортивных мероприятий, походов, казачьих лагерей.

Участие в проведении спартакиад, эстафет и туристических слетов, походов по родному краю. Проведение краеведческой, поисковой, экологической работы в местных и дальних туристических походах и экскурсиях, путешествиях и экспедициях.

Составление правильного режима занятий физической культурой, спортом, туризмом; рациона здорового питания, режима дня, учебы и отдыха. Ознакомление со способами оказания первой доврачебной помощи пострадавшим.

Получение представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека (в рамках бесед со священниками, педагогами, школьными психологами, медицинскими работниками, родителями).

Приобретение навыков противостояния негативному влиянию сверстников и взрослых на формирование вредных для здоровья привычек, зависимости от психоактивных веществ (научиться говорить «нет») (в ходе дискуссий, тренингов, ролевых игр, обсуждения видеосюжетов и др.).

Получение представления об эстетических идеалах и художественных ценностях православия, казачества, культур народов России (в ходе изучения учебных предметов, встреч с представителями творческих профессий, экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты православного зодчества, современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам).

Видение и понимание прекрасного в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает обучающихся в пространстве школы и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду (в ходе изучения художественных произведений, просмотра учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, изучения городских и сельских ландшафтах, экскурсий).

Знакомство с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения учебных дисциплин, на факультативных занятиях, в рамках кружковой работы и внеурочной деятельности).

Знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой, участие в беседах, написание сочинений «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красив казак?» и др., обсуждение прочитанных книг, художественных фильмов, телевизионных передач, компьютерных игр на предмет их этического и эстетического содержания.

Чтение и обсуждение рассказов об искусстве, посещение театров, концертов, музыкальных вечеров, музеев, выставок.

Получение опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, развитие умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества.

Участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ.

Взаимодействие с ветеранами войны и труда,  казачьим обществом Каширинского куреня, священниками Свято-Георгиевского храма х. Ленина, родителями учащихся

Изучение деятельности местных органов власти, участие во встречах с общественными деятелями, знакомство с деятельностью общественных организаций посредством бесед с их представителями, добровольного участия в проводимых ими мероприятиях, участие в организации сотрудничества классов казачьей направленности с различными общественными объединениями гражданско-патриотической направленности.

Встречи с ветеранами войны и труда, поздравление их с праздниками, посильная помощь (шефство).

Совместно со старшими казаками и под их руководством участие в реализации социально-культурных проектов казачьего общества.

Участие на добровольной основе в деятельности детско-юношеских общественных организаций, мероприятиях, проводимых казачьими обществами, общественными организациями.

На добровольной основе и с согласия родителей (законных представителей) укрепляют свое православное вероисповедание в процессе участия в православных обрядах и таинствах, христианских праздниках.

Родительские собрания на духовно-нравственные темы. Лекторий для родителей, круглые столы. Открытые показы воспитательно-образовательного процесса, Дни открытых дверей. Вечера вопросов и ответов. Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе). Факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье. Индивидуальные консультации специалистов. Совместные с детьми экскурсии, походы, праздники, спектакли, именины детей. Совместное посещение богослужений и экскурсии в храм. Информационные стенды для родителей. День открытого телефона.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

  • Проектно-исследовательская деятельность.
  • Коллективное творческое дело.
  • Деятельностный подход в обучении.
  • Педагогика сотрудничества.
  • Технология проблемного обучения.
  • Информационно-коммуникационные технологии.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

По каждому из направлений учебно-воспитательной работы в классах казачьей направленности должны быть предусмотрены и достигнуты следующие результаты.

Военно-патриотическая работа:

  • устойчивое духовно-нравственное  отношение к России, казачеству, своему народу, краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родным языкам: русскому и языку своего народа, народным традициям, старшему поколению;
  • знание основных положений Конституции Российской Федерации, символов государства, Краснодарского края, основных прав и обязанностей граждан России;
  • готовность (знание, основные умения и начальный опыт) к казачьему воинскому, социальному, трудовому служению;
  • осознание защиты Отечества как священной обязанности казака и конституционного долга гражданина;
  • знание национальных героев, важнейших событий истории России и Кубани, понимание места и роли России в современных мировых процессах;
  • знание государственных праздников, их истории и значения для общества;
  • сознательное понимание своей принадлежности к социальным общностям (семья, школа, казачье общество, сообщество городского или сельского поселения, неформальные подростковые и молодежные общности, гражданское общество и др.), определение своего места и роли в этих сообществах;
  • умение самостоятельно разрабатывать, согласовывать со сверстниками, педагогами, родителями, старшими казаками и выполнять правила поведения в семье, школьном и казачьем коллективах;

Духовно-нравственное образование и воспитание:

  • укорененность в православной традиции, вере и любви к Богу, казачеству и ближним;
  • осознание своей причастности к Русской Православной Церкви, знание церковной традиции, благоговейное отношение к святыням Русской Православной Церкви;
  • сформированность нравственного самосознания (понятия о добре и зле, правде и лжи), усвоение таких качеств, как добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность;
  • наличие навыков добродетельной жизни (христианского благочестия), развитие таких качеств, как послушание, терпение, трудолюбие, милосердие, целомудрие и др.; хранение чести и гражданского достоинства;
  • опыт противостояния злу, различения греха непослушания, обидчивости, зависти, лени и др.);
  • сформированность эстетических чувств, умения видеть красоту Божьего мира, красоту и внутренний смысл православного Богослужения;
  • сформированность целостной картины мира на основе христианских ценностей, правильного понимания соотношения знания и веры, науки и религии, из значения для жизни человека;
  • готовность к самоограничению для достижения православных казачьих идеалов; стремление вырабатывать и осуществлять личную программу самовоспитания;
  • понимание и сознательное принятие православных казачьих норм взаимоотношений в семье; осознание семьи как малой Церкви, ее значения для жизни человека, его личностного и социального развития, продолжения рода;
  • умение сочетать личные и общественные интересы, дорожить честью казака, честью своей семьи, кадетского школы; понимание отношений ответственной зависимости людей друг от друга; установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
  • умение устанавливать со сверстниками другого пола дружеские, гуманные, искренние отношения, основанные на христианских нормах; стремление к честности и скромности, красоте и благородству во взаимоотношениях;  представление о дружбе и любви;
  • уважительное отношение к другим религиям, готовность вести диалог с представителями других конфессий;
  • умение дифференцировать, принимать или не принимать информацию, поступающую из социальной среды, СМИ, Интернета, исходя из христианских ценностей и традиционных моральных норм.

Спортивная и культурно-массовая работа:

  • знание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического, физиологического, психического, социально-психологического, духовного, репродуктивного, их обусловленности внутренними и внешними факторами;
  • осознание ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;
  • знание и усвоение основных вариантов здорового образа жизни;
  • опыт здоровьесберегающей деятельности;
  • понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества, всестороннего развития личности;
  • знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
  • умение рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность, оптимально сочетать труд и отдых, различные виды активности в целях укрепления физического, духовного и социально-психологического здоровья;
  • резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ); отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ;
  • опыт противодействия негативным факторам, способствующим ухудшению здоровья.
  • способность видеть и ценить прекрасное в природе, труде, служении, быту, спорте и творчестве людей, общественной жизни;
  • понимание искусства как особой формы познания и преобразования мира;
  • опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
  • интерес к занятиям творческого характера, различным видам искусства, художественной самодеятельности;
  • опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, умение выражать себя в доступных видах творчества.

Взаимодействие с ветеранами войны и труда,  казачьим обществом Каширинского куреня, священниками Свято-Георгиевского храма х. Ленина, родителями учащихся.

  • готовность и умение взаимодействовать с казаками, ветеранами, служителями Русской Православной Церкви, другими гражданами для решения общественно значимых проблем.
  • повышение уровня педагогической и психологической образованности родителей учащихся.

МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Мониторинг представляет собой систему диагностических исследований, направленных на комплексную оценку результатов эффективности реализации Программы в классах казачьей направленности. В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации Программы выступают:

  1. Особенности развития личностной, социальной, и здоровьесберегающей культуры учащихся.
  2. Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад жизни учащихся.
  3. Особенности детско-родительских отношений и степень включенности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.

Основные принципы организации мониторинга эффективности реализации Программы:

— принцип системности — предполагает изучение планируемых результатов развития обучающихся, в качестве составных (системных) элементов общего процесса их воспитания и социализации;

— личностно-социально-деятельностный принцип — ориентирует исследование эффективности деятельности кадетского корпуса на изучение процесса воспитания и социализации обучающихся в единстве основных социальных факторов их развития — социальной среды, воспитания, деятельности личности, ее внутренней активности;

— принцип объективности — предполагает формализованность оценки (независимость исследования и интерпретации данных) и предусматривает необходимость принимать все меры для исключения пристрастий, личных взглядов, предубеждений, корпоративной солидарности и недостаточной профессиональной компетентности специалистов в процессе исследования;

— принцип детерминизма (причинной обусловленности) — указывает на обусловленность, взаимодействие и влияние различных социальных, педагогических и психологических факторов на воспитание и социализацию обучающихся;

— принцип признания безусловного уважения прав предполагает отказ от прямых негативных оценок личностных характеристик обучающихся.

Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации кадет предусматривает использование следующих методов: тестирование, опрос (анкетирование, интервью, беседа), психолого-педагогическое наблюдение, психолого-педагогический эксперимент.

Основной целью исследования является изучение динамики процесса воспитания и социализации учащихся казачьих классов в условиях специально-организованной воспитательной деятельности (разработанной Программой).

Критериями эффективности реализации образовательным учреждением воспитательной и развивающей программы является динамика основных показателей воспитания учащихся.

Критерии изучения динамики процесса образования и воспитания обучающихся.

  1. Положительная динамика (тенденция повышения уровня нравственного развития обучающихся).
  2. Инертность положительной динамики.
  3. Устойчивость (стабильность) исследуемых показателей духовно-нравственного развития, воспитания и образования обучающихся.

Несоответствие содержания, методов воспитания и образования обучающихся возрастным особенностям развития личности, формальное отношение со стороны преподавателей и неблагоприятный психологический климат в учебном учреждении могут стать причиной инертности положительной динамики и появления тенденций отрицательной динамики процесса воспитания обучающихся.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Концепция развития общего, начального и дополнительного образования на основе историко-культурных традиций кубанского казачества, утвержденная постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 09.07.2008 № 644.
  2. Положение о классах и группах казачьей направленности в образовательных учреждениях на территории Краснодарского края – приложение к приказу департамента образования и науки Краснодарского края от 24.11.2010 № 3894.
  3. Методические рекомендации ККИДППО по реализации содержания образования в классах и учебных группах казачьей направленности за 2011 год.
  4. Методические рекомендации ККИДППО по совершенствованию содержания образования в классах и учебных группах казачьей направленности за 2012 год.
  5. Примерная программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах. М., 2011.

СКАЧАТЬ ПРОГРАММУ

Интересно почитать:

Вавилонская башня
Страницы истории. Освобождение Краснодара
Соревнования на кубок атамана


27 Февраль 2013.   Комментарии: 1 .    Размещено в Программа

К записи есть 1 комментарий

Интересная по своему содержанию программа, только на мой взгляд мало нормативной документации

Оставить комментарий или два



Подписка на блог

RSS YouTube

Получайте новости на e-mail

Архивы

Опрос

Согласны ли Вы, что изучение основ православной культуры (ОПК) в школе может способствовать духовно-нравственному развитию ребенка?

Результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Партнеры

Праздники

Православные праздники

Красота Божьего мира

Облако тегов

Комментарии

  • Загрузка...

Фраза дня

Статистика


Проверка сайта