Принявший венец победы

Цель урока: приобщение к христианскому мировоззрению через знакомство с жизнью христианских героев и святых.

Задачи урока: раскрыть христианское понимание смысла жизни как служения; показать отражение в жизни христианских героев и святых, взаимосвязь и преемственность святости и христианской жертвы жизни за Отечество, «за други своя»; сформировать отношение уважения к подвигу святого; развивать умение работать в группе, находить нужную  информацию из разных источников, работать с текстом, связно высказывать свои мысли.

Предварительная подготовка: дети, разбившись на группы, готовят информацию о жизни Святого Великомученика Георгия Победоносца, о чудесах, связанных с его именем, о георгиевских кавалерах, об увековечении памяти святого.

 

Ход урока

 

1. Орг. момент.

 

2. Актуализация знаний и сообщение темы урока.

Учитель: Многие из вас, ребята, уже были в храме Божием и видели там множество икон: изображений Спасителя, Богородицы, святых угодников Божиих. На наш сегодняшний урок я принесла икону одних из почитаемых святых Православной Церкви. Этого святого чаще всего изображают в воинском снаряжении, верхом на белом коне, с копьем, убивающим дракона.

Кто изображен на иконе? (Георгий Победоносец)

Что вы знали об этом святом до подготовки к этому уроку? (ответы детей)

Жизнь, считают христиане, дана человеку для слу­жения Богу и ближним. Совершая добрые дела душа человека, преображается добродетелями, она становится добрее, ми­лосерднее, терпеливее. Защищая своё Отечество, совершая добрые дела, хри­стиане находили свой путь жизни. Таким путем шли люди, которых почитают как героев. Многие из них прославлены как христианские святые.

Герой всегда самоотвер­жен, полагая душу свою за ближних. Своими подвига­ми он прославляет родную землю, защищает ее от врагов. Христиане считают, что рождение в народе героя — это всегда милость Божия. Бог посылает свя­тых героев в самые тяжелые времена.

Каждый народ знает своих героев по именам, хранит о них память веками. В истории русского православно­го государства много подвигов связано с именами георгиевских кавалеров. Они носят это имя в честь хри­стианского святого — Георгия Победоносца.

Тема нашего урока «Принявшие венец победы».

3. Сообщения групп (новая тема)

Группы получили предварительно задания для подготовки к уроку. Давайте их заслушаем.

1 ГРУППА

Георгий вырос в глубоко верующей семье. Страшные гонения были воздвигнуты на христиан. Знатный отец его по имени Геронтий принял за Христа мученическую смерть, когда Георгий был еще в детском возрасте. А Полихрония, мать его, бежала и возвратилась в Палестину, в родной город Лидду (Диосполис). Когда Георгий вырос, стал военным. Воинские качества (такие как мужество и сила, умение и твердость, стойкость и воля к победе), и великую силу духа выделяли его среди других воинов. Он быстро был замечен маститыми военачальниками и при­глашен в императорскую армию, где показал себя доблестным воителем. Видимо, он прошел все служебные ступени, став снача­ла всадником, позже его назначили командиром элитной команды.

Георгий не захотел скрывать свою веру в Иисуса Христа и смело обратил­ся к царю-идолопоклоннику:

— О, царь! Вы поставлены для установления добрых законов, а издаете неправильные. Ваши идолы — не Боги. Иисус Христос — единый Бог во славе Бога Отца, Которым все сотворено, и все существует Духом Свя­тым.  А вы гоните и мучаете христиан. Или сами познайте истинного Бога, или не смущайте безумием ва­шим людей, которые научились благочестию.

За такие смелые слова разгневанный царь велел пытать святого Георгия, пока он не отречется от Хри­ста. Среди мучений воззвал с молитвой воин к Богу:

—  Спаситель, Господи Боже мой! Услышь молитву раба Твоего. Пошли мне Ангела Хранителя.

Вдруг загремел гром и раздался голос с Небес: «Не бойся, Георгий. Я с тобой». Появилось сияние великое и Ангел Господень в образе юноши прекрасного, оза­рённого светом, показался рядом с мучителями. Про­тянув руку Георгию, он сказал: «Радуйся!» Когда Ан­гел исчез, мученик встал совершенно исцелённый от ран. При виде такого чуда все вокруг пришли в вели­кий ужас.

Великие мучения претерпел воин Георгий, но ничто не смогло сломить его мужество. Страх охватил царя, и он приказал умертвить святого.

Учитель: Рассмотрите изображение иконы жития святого Георгия.

Иконописец изобразил сюжет жития Георгия, мучения, которые пришлось претерпеть Мученику.

Случилось это 23 апреля/6 мая 303 года. ( Запись  в календарь)

 

Георгия  начали почитать святым великомучеником сразу после мученической кончины. ( Запись слова в тетрадь)

Великомученики – это умершие за святую веру после особо тяжких (великих) мучений.

Христиане почитают великомученика Георгия и обра­щаются к нему за помощью.

Что вы узнали о Святом Георгии?

  • Кем он был? Во что он ве­рил?
  • Как относились к христианам в те времена?
  • В чем святой Георгий укорял царя?
  • Что сделал царь?
  • Кто помогал святому воину?
  • Как связан смысл поговорки с  жизненным подвигом Георгия: «Бог терпел и

нам велел»?

2 ГРУППА

Существует повествование о победе великомученика Георгия над змием. В нем рассказывается о чудесной помощи этого святого людям уже после его кончины.

Послушайте рассказ об этом событии.

Действую лица: рассказчики (6 человек) Дева, Воин

Куда это воин – красавец
В плаще, словно в алом огне,
Как птица, земли не касаясь,
Несется на белом коне?

Вдоль грозно гремящего моря,
Где вал закипающий крут,
Недолог был путь его, вскоре
Увидел он славный Бейрут.

Был город красив несказанно,
Как сад зеленел, а вдали,
За озером горы Ливана
Вставали, и кедры росли.

И солнце плоды золотило
По рощам искусной рукой…
Но что-то печальное было
В стране изобильной такой.

Ни голоса птицы, ни зверя,
Ни даже мычанья вола…
Безлюдье…Закрыты все двери
Лежащего рядом села…

Но возле могучего древа,
Где озера плещет волна,
Стоит одинокая дева,
И горько рыдает она.

И вот подъезжает к ней воин
На белом коне и с копьём,
И взор его добр и спокоен,
И неба сияние в нём.

Он мчался сюда по дорогам
Как Божьих свершитель чудес,
И все уже зная, ведь Богом
Он послан был прямо с небес.

Как Божьему чуду не сбыться?
Кто Бога сильнее? И все ж
«О чем ты так плачешь, девица,-
Спросил он, – кого ты здесь ждешь?»

Дева. О, юноша, воин отважный!
Живёт в этом озере змей –
Губитель жестокий и страшный,
Страны разоритель моей.

Дыханье его ядовито,
А сила его велика!
Скорее отсюда беги ты,
Не вышел губитель пока!

Как велено было богами, –
Врагу, что не сыщешь лютей,
Отцы здесь своими руками
Всех отдали в пищу детей…

Я царская дочь, но настала
Теперь и моя череда…
Вот, воин, о чём я рыдала.
Беги же! Прощай навсегда!

Воин. Пристало ли христианину
Кому-то в беде не помочь?
О нет, я тебя не покину.
Не плачь же, о царская дочь!

На змия, губителя злого,
Как, впрочем, на всякое зло,
Оружие – имя Христово,
Что свет в этот мир принесло!

Вдруг с шумом вода забурлила,
И пена вскипела на ней –
И вылез, страшней крокодила,
Огромный чешуйчатый змей.

Дохнул – и обуглились травы,
Пожухла на дубе листва,
И птица от этой отравы
Упала на землю мертва.

Взревел он и сделался выше,
А хвост ещё в озере был –
Но вот он и весь уже вышел
И пасть на царевну раскрыл…

Георгий же перекрестился,
Прославивши Господа сил,
На змия, как вихрь, устремился
И в горло его поразил.

И демоны вырвались с воем
Сквозь страшные змия уста:
«Уходим, уходим мы, воин,
Отважный посланник Христа!»

И тотчас, когда их не стало,
Как смолкли и их голоса,
Страшилище будто опало
И стало не более пса.

Немало пришлось подивиться
О чуде великом таком.
Не только спасенной девице,
Но каждому в городе том!

Открыты ворота Бей рута,
Глядит изумлённый народ,
Как, поясом змия опутав,
Сюда его дева ведёт.

И как бы земли не касаясь,
В плаще, словно в алом огне,
За ней едет воин-красавец
На белом прекрасном коне.

Воин. «Надейтесь на Бога, о люди!
Воскликнул он.- Бог наш – Христос!
Вам радость в сегодняшнем чуде
И веру в Него я принёс!

Я мученик, посланный с Неба
От идолов вас отвратить,
Принёс вам Небесного хлеба,
Чтоб ради спасенья вам жить!»

И всаднику люди внимали,
И змий был убит и сожжен.
И капище тут же сломали,
Все статуи выбросив вон.

Священники призваны были,
Они же, молитвы творя,
В озерной воде окрестили
Народ весь, и первым царя.

Принявши великую милость
От Бога, страна эта вдруг,
Как будто весной оживилась,
И все в ней запело вокруг…

Блистая листвой изумрудной,
Качал дуб вершиной своей,
И Господа песенкой чудной
На нём воспевал соловей.

Этот сюжет так полюбился русскому народу, что на Руси Георгия стали изображать воином на белом коне, пронзающим копьём змея. Одна из древних икон написана на этот сюжет.

3 ГРУППА (презентация)

Впервые изображение всадника на коне поражающего змея появилось при князе Иване III. С 1497 года оно было на его печати, скрепляющей важные документы. Чеканилось оно и на монетах.

Святой Георгий стал покро­вителем православного воинства, почему и именуется Победоносцем. Его изображение есть на гербе Моск­вы — всадник пронзает копьем змея, а изображение герба Москвы входит герб России. Это изображе­ние напоминает христианам об одном из чудес свято­го Георгия.

Память великомученика Георгия Победоносца празднуется православными христианами 6 мая. Многие православные храмы освящены в его честь. Такой храм есть в нашем городе и в нашем поселке.

Учитель:

–        О чём рассказывает изображение на гербе Москвы?

–        Какому качеству добродетели учит этот подвиг святого? ( Благочестие, помощь)

–        Как смысл поговорки связан с делами святого?

Хорошо тому, у кого доброе сердце.

–        Мы можем назвать Георгия героем?

 

 

4 ГРУППА

Чтобы стать героем

Надо быть отважным,

Честным в деле каждом,

Скромным в слове каждом. (С. Михалков)

–        Какие хорошие качества человека названы в стихотворении?

–        Какие ещё добродетели должен он приобрести, чтобы стать героем?

При императрице Екатерине II был учрежден «Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия».

«За службу и храбрость» — таков был девиз воинского ордена, торжественно установленного в России в 1769 году в честь святого великомученика Георгия Победоносца. Орден был очень почетен. Им награждались военачальники, солдаты и гражданские лица за подвиги, совершенные в защи­ту Отечества. Георгиевскими кавалерами были: генерал-аншеф Александр Васильевич Суворов — за победу при Рымнике в 1789 году.

Фельдмаршал князь Михаил Илларионович Кутузов — в ознаменование изгнания Наполеона из России в 1812 году.

Генерал-фельдмаршал князь М.Б. Барклай-де-Толли — за му­жество, проявленное в Бородинском сражении 1812 года.

Кавалерами этого ордена стали многие другие герои нашего Отечества.

Имена и фамилии Георгиевских кавалеров увековечены зане­сением их на мраморные доски в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца в Москве. Россия помнит своих героев.

Учитель:

–       Кого из героев кавалеров ордена Святого Георгия вы запомнили?

–        За какие качества личности награждали героев наградами?

(Мужество, отвага)

–        Какой девиз был этой награды?

Знак отличия Военного ордена, учрежденного 13 (25) февраля 1807 года  манифестом императора Александра I, как награда для нижних воинских чинов за «неустрашимую храбрость»,  стали называть Георгиевским крестом.

Идущие с песней в бой,

Без страха — в свинцовый дождь.

Вас Георгий ведёт святой —

Крылатый и мудрый вождь.

Пылающий меч разит

Средь ужаса и огня.

И звонок топот копыт

Его снегового коня…

Он тоже песню поет —

В ней слава и торжество.

И те, кто в битве падет,

Услышат песню его.  (Н. Гумилев)

Маршалом Победы называют Георгия Константиновича Жукова, военачальника, четырежды Героя Советского Союза.  Он был награжден двумя «Георгиями». А имя свое получил в честь Святого Великомученика.

В городе Краснодаре есть сквер на улице Красной, названный в честь Г.К. Жукова.

А в нашем поселке есть улица имени маршала Жукова.

4. Итог урока

На листах у вас записано начало каждого из 5  предложений, закончите их.

1. С именем Святого Георгия связаны слова …. Победоносец, Великомученик,

Святой воин.

2. Сюжет предания рассказывает о победе Георгия Победоносца над… змеем

3. Изображения Святого Георгия можно встретить на…монетах, ордене, гербе

4. Изображение Георгия Победоносца можно встретить на гербе города… Москва

5. Орденом Святого Георгия награждены… Суворов, Кутузов, Барклай- де – Толли,

Жуков

Рефлексия

  • Самым интересным на уроке было…
  • Мне понравилось…
  • Сегодня на уроке я узнал(а)…
  • Я научился…
  • Я был бы рад…

Домашнее задание: подготовить рассказ о воинах вашей семьи, об их мужестве, героизме, отваге.

Литература:

Я иду на урок в начальную школу. Основы православной культуры.

Составитель – Е.И. Смольникова, М., 2006.

Интересно почитать:

Литературно-музыкальная композиция, посвященная 65-й годовщине Победы
Золотые купола Краснодара
В чем сила святой воды?


06 Май 2013.   Комментарии: 0.    Размещено в ОПК

Оставить комментарий или два



Подписка на блог

RSS YouTube

Получайте новости на e-mail

Архивы

Опрос

Согласны ли Вы, что изучение основ православной культуры (ОПК) в школе может способствовать духовно-нравственному развитию ребенка?

Результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Партнеры

Праздники

Православные праздники

Красота Божьего мира

Облако тегов

Комментарии

  • Загрузка...

Фраза дня

Статистика


Проверка сайта