Проектно-исследовательская деятельность в классах казачьей направленности

(из опыта работы)

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, своему жилищу, своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» /Д. С. Лихачев/.

Слайд 1

При изучении курса «История и культура кубанского казачества» в классе казачьей направленности дети осознают свою принадлежность к определенной культурной среде, знакомятся с нравственными устоями, традициями, историей кубанского казачества через примеры казачьего прошлого и настоящего своей семьи, поселка, города, края, формируются любовь к родной земле, гордость за принадлежность к казачьему роду.

Можно условно выделить, как минимум, три  уровня познавательной активности учащихся (в реальной педагогической практике они органически связаны друг с дру­гом, составляют единое «поле» познавательной деятельности школьников):

Слайд 2

1) получение учащимися «готовых» знаний со слов учите­ля;

2) самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (школьники в процессе учебного исследования делают «откры­тия для себя», то есть фактически открывают заново уже извест­ные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни);

3) углубленный исследовательский поиск, представляющий научный интерес (ученики фактически выступают в роли «юных ученых» – исследователей). Наиболее эффективная форма орга­низации этого уровня познавательной работы учащихся – про­ектно-исследовательская деятельность.

Учащиеся начальных классов испытывают потребность в новых впечатлениях, в поиске, в новых открытиях. В ходе проектной деятельности в рамках образовательного процесса младшие школьники учатся видеть проблемы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, формулировать гипотезы, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям, правильно излагать и защищать свои идеи.

Организация проектов требует тщательной специальной подготовки учителей и учащихся. От учителя требуется умение увидеть и отобрать интересные и практически значимые темы проектов, умение организовать исследовательскую, самостоятельную работу учащихся, владение искусством коммуникации, способность генерировать новые идеи, умение интегрировать знания из различных областей. От учащихся требуется владение основными исследовательскими методами, компьютерной грамотностью, умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным учебным предметам для решения познавательных задач, коммуникативные навыки для работы в группе.

Результаты выполненных проектов должны быть осязаемыми, т.е. теоретическая проблема должна иметь конкретное решение, а практическая задача – конкретный результат, готовый к внедрению.

Проект приучает к самостоятельности, учит видеть перспективы, ставить четкие задачи, разрабатывать оптимальные пути их решения. Каждый участник проекта работает в собственном режиме, поэтому легко отследить продвижение каждого ребенка, что создает ситуацию успеха и формирует положительную мотивацию к изучению предмета.

Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется психологический климат в классе, т.к. учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности преимущественно исследовательского, поискового, творческого характера.

При разработке проектов необходимо придерживаться определенных этапов:

Слайд 3

  1. «Погружение в проблему» (выбор и осознание темы).
  2. Сбор и обработка информации (на этом этапе учащиеся изучают теорию и историю проблемы по различным источникам).
  3. Разработка собственного варианта решения проблемы  (актуальность и важность данной темы, анализ разнообразной информации, программа действий, разработка варианта реализации своей программы).
  4. Реализация плана действий (проекта).
  5. Подготовка к защите проекта (дети представляют проект на конференции, оформляют портфолио, готовят стендовую защиту, разрабатывают электронную презентацию и т.д.).
  6. Презентация проекта (для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.).
  7. Рефлексия (самоанализ и самооценка, свои впечатления).

В классах казачьей направленности работаю четвертый год. И о наиболее интересных проектах, созданных учащимися в течение этого времени, хочется рассказать.

Изучая традиционную культуру и историю кубанских казаков, дети создавали и представляли индивидуальные исследовательские проекты «Моя семья», «Родословная моей семьи», «Семейные реликвии».

Слайд 4

Знакомясь с трудом и бытом казаков  Кубани, учащиеся создавали групповые исследовательские и творческие проекты  «Занятия кубанских казаков», «Казачий этикет» (формы приветствия, взаимоотношение взрослых и детей, встреча гостей, кубанская кухня), участвовали в сборе экспонатов для организации школьной выставки «Кубанская старина».

Слайды 5,6

В процессе групповой работы над проектом «Казак-хлебороб» одни ребята подготовили и представили пословицы, загадки, кроссворд;  другая группа – показала сценку-обряд «Встреча гостей хлебом-солью»; третья – рассказала о народных приметах и обрядах, связанных с земледелием; четвертая – рассказала об этапах обработки пшеницы и представила всходы, которые у них получились. Логическим завершением проекта было посещение казачатами ООО «Пашковский хлебзавод» с экскурсией «Как из зерна получилась булка».

Слайд 7

Основным мирным занятием казаков было коневодство и земледелие. А переселившиеся на Тамань черноморские казаки, будучи окруженные со всех сторон водой, по примеру своих предшественников турок и татар, главным своим занятием избрали рыболовство, которое исстари являлось для них родной стихией. Азовское море в древние времена скифы называли «Карагулак» – рыбное. Но вследствие современной бурной экономической деятельности человека значительно снизились рыбные ресурсы моря. Учащимся было предложено провести свои небольшие исследования и попытаться ответить на вопрос – почему это происходит?

Например, Кольба А. провела опыт, позволивший предположить, что количество рыбы в море напрямую зависит от уровня загрязнения воды, и представила электронную презентацию этапов экспериментальной работы.  Кроме этого, ею был сделан анализ основных причин неблагоприятной экологической обстановки в районе Черного и Азовского морей. Суть исследования заключалась в следующем.

Слайд 8

Аквариум был заполнен на 3/4 водой (14л). По бокам аквариума в его середине  установили по электроду на каждой стенке, которые работали от батареек, создавая напряжение не больше 6 вольт. Хотя напряжение было маленькое, но с его помощью появилась как бы перегородка, которая делила аквариум на две части. В одну половину аквариума (жилая зона) посадили 11 аквариумных рыбок  (гуппи, меченосцы). Рыбки переплыть в другую часть аквариума не могли, так как их отпугивало электрическое поле, которое делило аквариум пополам.

Затем в жилую зону стали наливать тоненькой струйкой воду с растворенным в ней аммиаком (нашатырный спирт). Это вещество в большом количестве содержится в сточных водах, попадающих в Черное и Азовское моря. При повышении токсичности воды реакция рыб на ядовитые вещества начинала преобладать над реакцией на электрическое поле, и рыбы уплывали в противоположную зону аквариума, где  вода еще оставалась чистой. За  5 минут уплыло 8 рыбок, а это 70% общего количества. Значит, рыбкам находиться в жилой зоне было уже невозможно. Это и был сигнал токсичности воды.

Принимавшие в опыте рыбки не пострадали, их пересадили в аквариум с чистой водой и покормили. Опыт показал, что рыбы находиться в грязной воде не могут. Возможно, поэтому рыбные стада, особенно ценных пород, редеют.

Исследовательский проект Кольба А. был представлен на окружной учебно-практической конференции учащихся начальных классов «Юный эрудит».

Слайд 9

Представляя групповые проекты «Памятники истории кубанского казачества», ребята рассказали о памятниках  г. Краснодара: императрице Екатерине Великой, памятнике Кубанскому казачеству, памятнике, восстановленному в честь 200-летия Кубанского казачества. Защита проектов проходила в форме репортажей и сопровождалась электронной презентацией.

Слайд 10

Но особый интерес вызвала работа группы, рассказавшей об истории появления памятника воинам-хуторянам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. Этот памятник был сооружен на средства казачества, добровольные пожертвования жителей поселка в школьном парке. Возле этого памятника проходят митинги и чествование ветеранов, старшеклассники стоят в почетном карауле. К памятным плитам, с высеченными именами героев, школьники и жители поселка возлагают цветы и венки. А казачата наравне со старшеклассниками следят за состоянием монумента.

Слайд 11

Интересно прошел аукцион туристических маршрутов Кубани. Итогом проекта стало создание коллективной книги «Наша родина – Кубань».

При знакомстве с кубанскими играми, ребятам была предложена работа в парах. Ежедневно в течение определенного времени на большой перемене каждая пара по очереди рассказывала о правилах какой-то казачьей игры и организовывала игровую деятельность одноклассников. В наиболее полюбившиеся игры казачата играли и после окончания проекта.

Слайд 12

Особым событием и торжеством в народе считали Пасху – светлое Воскресение. Поэтому огромный интерес учащихся вызвало создание индивидуальных творческих проектов «Пасха в кубанской семье». Представляя свои проекты, ребята рассказывали о религиозно-историческом аспекте праздника, об особенностях его празднования на Кубани в старину и сейчас. Авторы трех творческих работ участвовали в муниципальном этапе краевого конкурса детского творчества «Пасха в кубанской семье».

Слайды 13, 14

Казачьи пословицы гласят: «Где враг, там и казак», «Казак без службы не казак», «Мужик врага ждет, а казак врага ищет», «Где казак, там и слава». Несомненно, в этих пословицах отражены доблесть и мужество казаков. Ведь защищая свое Отечество, совершая добрые дела, казаки, как истинные христиане, находили свой путь в жизни. «Нет больше той любви, если кто положит душу свою за друзей своих». Это Евангельское правило жизнью своей утверждали воины – герои войн, которые велись за освобождение нашего Отечества. Об участии членов своих семей в войнах (Великой Отечественной, Афганской, Чеченской) ребята рассказали в рамках проекта «Казаки – воины моей семьи». Казачата также оформили страницы для «Книги мужества». Эта идея понравилась учителям и ребятам других классов. И в течение уже четырех лет ежегодно пополняется новыми страницами общешкольная «Книга мужества». Сейчас в ней более 80 фамилий.

Слайды 15,16, 17

Самым распространенным и любимым жанром на Кубани были и остаются песни. Песня помогает выражать разнообразные чувства – бесшабашную удаль казака, тоску по семье, по родине. Результатом коллективного творческого проекта «Песни казаков Кубани» стало выступление казачат на «Фестивале кубанской песни», проводимом в нашей школе, в концерте, посвященном Дню Победы.

Слайд 18

Кубанская земля славится своими мастерами, одаренными людьми. Из простых материалов создавались истинные произведения искусства. К празднику Осени учащиеся попробовали себя в роли творцов. Создавали индивидуальные и групповые творческие проекты «Чудо-овощ», «Дары земли кубанской», участвовали в конкурсах осенних букетов, осенних костюмов. Авторы лучших работ были отмечены грамотами и призами школьного жюри.

Слайд 19

Для реализации большинства проектов ребята используют не только письменные источники (книги, журналы), но и устные (рассказы родителей и родственников, беседы со старожилами поселка).

Помощь младшим школьникам в создании проектов оказывают и родители, что тоже немаловажно. Они выступают соратниками, союзниками и соучастниками.

Показателями развития исследовательских умений являются:

– умение выделять задачи;

– выдвигать гипотезу;

– работать с информацией (с литературой);

– фиксировать результаты;

– делать выводы.

Часто в роли экспертов, оценивающих проекты, выступают сами школьники. Они учитывают оформление работы, соответствие заявленной теме, полезность информации, научность, занимательность, использование различных форм отчета. По шкале-линеечке ставятся крестики, чем выше – тем лучше. Совсем не старался – не очень старался – мог бы лучше – приложил все силы – было очень интересно.

Доктор педагогических наук, психолог, профессор Московского  университета Александр Ильич Савенков  утверждает, что проекты, создаваемые самими детьми, активизируют их стремление к самостоятельной исследовательской деятельности, развивается познавательный интерес учащихся, прослеживается совместная деятельность учителя и ученика, а, следовательно, все это – творчество детей.

Слайд 20

Анализируя итоги, можно увидеть, как меняется в положительную сторону психологический климат класса, растет мотивация обучения, идет совместный личностный рост учителя и учеников. Подавляющее большинство учащихся активно и с большим желанием включается в работу над проектами.

Хочется верить, что, став взрослыми, мои ученики всегда будут с достоинством говорить: «Я родился и вырос на Кубани!». Они будут шагать новыми дорогами, узнавать все больше о родном крае. Главное, чтобы не исчезло желание познавать, беречь, приумножать исторические и духовно-нравственные традиции своего народа на протяжении всей жизни.

Опыт работы по реализации проектной деятельности в классах казачьей направленности был представлен в ККИДППО в рамках краевого методического семинара-практикума «Панорама креативных идей организации образовательного пространства в образовательных учреждениях казачьей направленности» в 2010 году.

Информационная справка о семинаре

Интересно почитать:

Притча о слове
Мамины глаза
Основы православной культуры в школе


21 Март 2011.   Комментарии: 2.    Размещено в Проекты

К записи 2 комментария

Огромный труд, продуманность мероприятий, высокая патриотичность-всё чувствуется в ваших работах. Успехов Вам, творческих достижений и здоровья!

Марина Алексеевна

Спасибо, Лариса Владимировна, за добрые пожелания. Действительно, в своей работе большое внимание уделяю воспитанию в детях чувства любви к Родине, патриотизма. Ведь любовь к Богу и Отечеству были присущи православным с времен глубокой древности.

Оставить комментарий или два



Подписка на блог

RSS YouTube

Получайте новости на e-mail

Архивы

Опрос

Согласны ли Вы, что изучение основ православной культуры (ОПК) в школе может способствовать духовно-нравственному развитию ребенка?

Результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Партнеры

Праздники

Православные праздники

Красота Божьего мира

Облако тегов

Комментарии

  • Загрузка...

Фраза дня

Статистика


Проверка сайта