Урок гражданственности и патриотизма «Сирень Победы»

Методическая разработка для 4  класса


Цель: приобщение учащихся к героическому прошлому страны, Кубани.

Задачи: знакомство с героями-кубанцами, воевавшими в годы Великой Отечественной войны, воспитание чувства патриотизма, уважения к памяти павших на фронтах; привитие любви к своему Отечеству и готовности его защищать.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация «Сирень Победы», портреты пионеров-героев, подборка книг о Великой  Отечественной войне, солдатский котелок, письмо с фронта, папаха конника.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя.

2010 год был знаменательным в истории нашей страны, нашего народа. Мы отмечали большое событие. Кто ответит, что это за событие? Почему так много людей было в этот день в пришкольном парке?

Каждый день мы проходим мимо скромного памятника. Он стоит недалеко от школьного здания, и на его постаменте каждый день лежат живые цветы.   Это замечательно, что таким образом сохраняется вечная память о тех наших земляках, которые не вернулись с войны.

Чтец: Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду

На всех, на все четыре года…

Учитель.

Так писал русский поэт Константин Симонов о 22 июня 1941 года. Эта скорбная дата черным цветом вписана в историю нашего государства. У каждого из вас есть родственники, прошедшие по суровым фронтовым дорогам, узнавшие непонаслышке, что такое война. Я уверена, что, как священная память хранятся в ваших семьях медали, ордена, пилотки, фляжки. Наверняка есть и заветные треугольнички – фронтовые письма. Кто может рассказать о фронтовых реликвиях, которые сохранились у вас?

Щербина Лена. В нашей семье есть такие вещи. Это дедушкина папаха, простреленная в разных местах. Он служил в полку, в котором был конь Орлик. Однажды в трудном бою командир приказал доставить в штаб донесение. Мой дедушка вскочил на Орлика и помчался по полю. Было страшно. Только пули свистели вокруг. На папахе дед обнаружил три дырки, оставленные пулями. С этой папахой он не расставался до самой смерти.

Красногорова Марина.

А моя бабушка хранит письмо своего отца, которое пришло из   осажденного Севастополя. Мой прадедушка был моряком, погиб в 1943 году. Это письмо единственное, и бабушка хранит его как зеницу ока.

Исакова Ангелина.

У нас есть  солдатский котелок. Брат моей прабабушки привез его с фронта.

Учитель.

А ведь есть и песня такая:

Шел ленинградский паренек.

Был путь неровен и далек.

И где б ни ходил он, повсюду носил он

Солдатский простой котелок.

Мы шли, чтобы Родину спасти.

Немало нам пришлось идти.

А встретится хата и примет солдата

На трудном военном пути.

Давайте обратимся к кадрам презентации. Такой плакат висел в каждом населенном пункте. «Родина-мать зовет!» Но если бы его и не было, все равно наши люди вставали на защиту своей Родины. Исторически так сложилось, что во все времена россияне громили врага. Так было всегда. Вспомним великие победы Александра Невского: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» А победа Дмитрия Донского над монголо-татарами! Где она произошла?

(Дети отвечают, что это сражение состоялось на Куликовом поле)

Учитель. Обратите внимание на слайд «Поле Куликово».

Чтец.

Шел боец наш по земле, изувеченной войною.

И пожары день и ночь полыхали за спиною.

С той минуты, с той поры, как с семьей он разлучился,

Разучился петь солдат, улыбаться разучился.

Ты ответь, моя земля, ты скажи хотя бы слово:

Где находится оно, наше поле Куликово?

Где заветная межа, где та самая граница,

Где с врагом своим сполна я сумею расплатиться?

Учитель.

Славные традиции русичей, одержавших победу на Куликовом поле, были подхвачены и приумножены на полях сражений в Великой Отечественной войне. Только воевали уже не мечами и саблями. В бой вступало современное оружие. Давайте обратимся к слайдам.

( Просматриваются слайды)

Чтец.

В годы войны люди проявили удивительное мужество, храбрость, стойкость в борьбе с врагом. Наши кубанцы были в числе героев. Давайте вспомним их имена. С помощью презентации мы имеем возможность увидеть их лица, всмотреться в их глаза, попытаться понять, о чем думают люди, какие обстоятельства их заботили?

(Используя слайды презентации, учащиеся рассказывают о героях-кубанцах: летчике-истребителе Е.Я. Савицком, танкисте Нестеренко, о летчицах 46-го гвардейского Таманского полка ночных бомбардировщиков. Звучат рассказы о детях Кубани, принимавших участие в боях).

Учитель.

Ребята! На протяжении нашего классного часа звучит тихая музыка. Это песня, написанная поэтом Павлом Аедоницким и композитором Эдуардом Колмановским. Называется она «Сирень». Поет ее Марк Тишман. Давайте послушаем ее, и не просто послушаем, а вслушаемся в замечательные слова.

Учитель.

Что вы представляете? Если бы вам предложили нарисовать иллюстрацию к ней, что бы вы нарисовали?

Учитель.

Как видите, тема сирени возникла на войне  не случайно. Этот нежный, красивый цветок просто воплощение мирной, безмятежной жизни. Он расцветает весной, период его цветения около месяца, и он долгое время радует глаз. Представьте, как хотелось бойцу увидеть родную хату, утопающую в кустах сирени, мать, проглядевшую все глаза в ожидании сыновей. А сколько их было, таких сыновей и матерей!  Вспомним кубанскую семью Степановых! Из нее на войну ушли девять сыновей. Возвратился только один, но и тот умер вскоре после возвращения, от ран.

Но война шла к победному концу. «Этот день мы приближали как могли!» И вот он пришел, этот «праздник со слезами на глазах». День 9 мая 1945 года  стал самым счастливым днем для всех, кто пережил эту войну,  кто участвовал в боях, кто ковал Победу в тылу.

Чтец.

О войне написаны книги, сняты фильмы.

На нотах, пронзительно звонких,

На чистой, высокой струне,

Волнуясь, мальчишки, волнуясь, девчонки,

Читают стихи о войне.

Это замечательные строчки поэта В. Орлова положены на музыку. А как много песен  посвящены войне. Это правильно. Мы не должны забывать «о тех, кто уже не придет никогда». Поэт Роберт Рождественский заклинает нас, родившихся после войны: «Люди Земли! Убейте войну! Прокляните войну, люди Земли!»

Учитель.

И еще об одном хочется мне сегодня сказать. Два года назад в крае проходил конкурс «Где их застала тишина Победы». Ученица   5 «В» класса   нашей школы Шелудько Таня написала сочинение, которое назвала «Ветка сирени» и оказалась победительницей этого конкурса, получила краевой диплом и подарок. Послушайте это короткое замечательное произведение.

(Звучит текст сочинения).

Чтец.

Ты помни, путь к победе был не прост.
Кровавою была ее цена.
Ты помни Бухенвальд и Холокост,
И смерть и страх, что сеяла война.
Ты помни поседевших матерей,
Солдат, не возвратившихся домой,
И похоронки забывать не смей.
Всё это надо помнить нам с тобой.

СКАЧАТЬ

Интересно почитать:

Притча о клевете
Тест «Родительская позиция»
Соревнования на кубок атамана


03 Май 2011.   Комментарии: 0.    Размещено в Материалы к классному часу

Оставить комментарий или два



Подписка на блог

RSS YouTube

Получайте новости на e-mail

Архивы

Опрос

Согласны ли Вы, что изучение основ православной культуры (ОПК) в школе может способствовать духовно-нравственному развитию ребенка?

Результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Партнеры

Праздники

Православные праздники

Красота Божьего мира

Облако тегов

Комментарии

  • Загрузка...

Фраза дня

Статистика


Проверка сайта